Во Львове с рабочим визитом находился министр здравоохранения Украины Максим Степанов.
О кадровых изменениях по результатам этого визита, о встрече руководителей медицинских учреждений города, о новшествах, которые обсуждались на рабочем совещании с министром, о количестве больных в Львове и области, — об этом и другом корреспонденту «ВЗ» рассказал главный медик Львова, начальник управления здравоохранения Львовского городского совета Владимир Зуб.
— Сейчас единственное последствие визита министра в Львова -он уволил генерального директора лабораторного центра МИНЗДРАВА Украины Романа Павлива. Вы можете это прокомментировать?
— Об этом во время визита министра озвучено не было. Говорили о работе лабораторного центра, о большие нагрузки на центр, об очередях на результаты. Об увольнении Павлива никто ничего не говорил. Да это и невозможно, поскольку Роман Павлив на больничном.
— В каких медицинских заведениях Львова побывал министр здравоохранения Украины?
— Посетил четыре медицинские учреждения. Сначала побывал в областной клинической инфекционной больнице, потом в Западноукраинском специализированном медицинском центре, в 8-й городской клинической больницы, а также встретился с коллективом Центра легочного здоровья. Медики спрашивали у министра о повышении заработной платы. После встречи с коллективом Центра легочного здоровья состоялось рабочее совещание с участием министра, председателя облгосадминистрации, областного совета, городского головы, начальников управлений департаментов и главных врачей больниц, которые оказывают помощь больным с коронавірусною инфекцией. Пришли к выводу, что в связи с повышенной заболеваемостью смягчать карантин категорически нельзя, наоборот следует усилить контроль за выполнением тех требований, которые уже существуют. Министр рассказал, что когда вышел из гостиницы во Львове, увидел на автобусной остановке и в маршрутке около пятнадцати человек. Десять были в масках, пятеро пассажиров маршрутки — без масок. Если кто-то из тех пяти был инфицированным, то вирус распространился на весь автобус. Министр подчеркнул, что необходимо усилить меры контроля, создав мониторинговые группы, и следить за тем, чтобы в барах, ресторанах, церквях, общественном транспорте и других заведениях, где есть много людей, придерживались требований ограничений.
— А штрафовать нарушителей?
— На этом не акцентировалось, но об этом тоже говорили. Что должен быть контроль, усилена коммуникация с людьми: специалисты должны объяснять людям, как правильно придерживаться требований, и для чего это делается. Коронавирус никуда не денется, с ним надо научиться жить. Говорили о том, что COVID-пакеты, предложенные НСЗУ к подписанию медицинским учреждениям, которые прежде всего касаются зарплаты медперсонала, нуждаются в коррекции. Ведь медицинские учреждения недополучают денег в полном объеме. Министр пообещал, что в министерстве доработают эти пакеты, чтобы медики получали правильные доплаты за те нагрузки, которые имеют на рабочем месте. Люди получили доплаты за дополнительную нагрузку, но эти суммы недостаточны. Должна быть определена оплата за количество пролеченных больных. Об этом говорили все главные врачи, ведь COVID — пакеты некорректные и над ними нужно поработать, чтобы медики получали надлежащую финансовую вознаграждение за свой труд. Глава НСЗУ Оксана Мовчан согласилась с тем, что должны произойти изменения в этих контрактах. Также говорилось о том, что всем медицинским учреждениям нужно быть готовыми к приему пациентов. Речь идет не только о Львовщину, но и всю Украину, потому что коронавирус есть везде, и такие пациенты могут быть в каждом медицинском учреждении. Каждое медучреждение должно быть готовым к приему таких пациентов. Чтобы больного не переводить в другую больницу, а оказывать помощь там, где госпитализирован. Например, у пациента случился инсульт и одновременно обнаружили коронавирус. Прежде всего лечат инсульт и никуда не переводят в другое медицинское учреждение, но медики должны получать доплату, как за лечение коронавірусного пациента. Есть травмы, политравмы и другие ургентные состояния. То есть пациенты могут поступать в больницы, не зная о том, что имеют коронавірусну инфекцию. Так может происходить в каждой больнице, поэтому каждое медицинское учреждение должно быть готовым к приему таких пациентов. Министр сказал, что регионам, в том числе и Львовской области, передадут средства индивидуальной защиты. Но конкретно что, когда и в каких количествах, озвучено не было.
— Львовщина занимает первое место в Украине за выявлением новых больных…
— Там, где больше обследуют, там и цифры выше, и положительных результатов больше. Не могу дать объяснения, почему в Днепре, Харькове или Одессе нет такого уровня заболеваемости. Думаю, больные там тоже есть… Не верю, что люди ходят на пляже, гуляют, а больных нет. Мы тестируем всех, кто поступает с симптоматикой ковіду. Если бы мы не тестировали, то и цифр таких не было бы. Всех, кто имеет признаки ОРВИ или пневмонии, у кого есть клиническая картина с симптоматикой, мы обязательно тестируем на коронавірусну инфекцию. У большинства из этих больных выявляем положительный ПЦР.
— Что нужно сделать, чтобы во Львове эпидемия пошла на спад?
— Жестких ограничений во Львове сейчас точно не введем. Должен быть усилен коммуникацию с населением, специалисты должны объяснять людям, почему нужно мыть руки, ходить в масках и сохранять социальную дистанцию. Чтобы люди не расслаблялись и соблюдали требования карантина. Также нужно своевременно изолировать пациентов, которые были в контакте, или которые заболели. Как бы тяжело не было, необходимо выполнять эти правила. Тогда все наладится. Надо научиться жить в условиях коронавірусної пандемии и не пренебрегать, ибо цена высокая за легкомысленное отношение: не все выживут после встречи с этим вирусом. По состоянию на сегодня во Львовской области летальность 3%, во Львове — 2, 5%. То есть три человека из ста умирают от коронавирус. Преимущественно это люди старшего возраста или с сопутствующими патологиями. Молодые тоже болеют, но в основном выживают.
— Собственно молодежь больше разносит вирус…
— Да. Надо объяснять молодым, что они пренебрегают и могут принести «корону» родителям, дедушкам, бабушкам, которые тяжело болеют, и их трудно спасти.
— Где худшая ситуация в городе?
— Нет такого разделения. Везде есть инфицированные больные. Обнаруживаем и в коммунальных, и в частных заведениях. Больницы заполнены, но нет такого, чтобы больной находился в коридоре или на улице, хотя уже чувствуем напряжение, поэтому на встрече руководителей с министром приняли решение расширять возможности принятия большего количества больных. Говорили о том, чтобы все больницы готовы были к принятию ковідних больных для того, чтобы госпитальная база справилась и не произошло коллапса.
— За прошедшие две недели резко выросла заболеваемость?
— Да. Была очередь на ПЦР-обследование и сейчас имеем результаты, но еще есть и новые обследования, поэтому количество выше. Из 200 свежих анализов 120 позитивные. Плато в заболеваемости, которое было в мае, поднялось, фиксируем большее количество больных. Мы еще первого пика заболеваемости не прошли. Только идем на подъем и от нас зависит, каким этот пик будет: резкая или постепенно нарастающий. Находимся на этапе подъема до первого пика.
— Сейчас восстанавливаются междугородные транспортные сообщения, автобусы до сел, маршрутки. Это дополнительные риски.
— Их надо открывать, потому что есть нелегальные перевозки, которые трудно проконтролировать. По крайней мере владельца маршрута можно проконтролировать на выявление количества пассажиров, наличия у них масок. Частные перевозки, которых теперь много, проконтролировать нереально. В минивэнах, например, восемь человек — это семья или перевозят людей, — попробуй докажи. Поэтому лучше все узаконить и контролировать правильно. Невозможно, конечно, сидеть дома на карантине, но по крайней мере выходишь из дома, — надень маску, а пришел — помой хорошо руки. В поликлиниках, как и в магазинах, должна быть дистанция между людьми. То есть пришел сдавать анализы, а есть люди перед тобой, — отойди на два метра и жди своей очереди. Так должно теперь быть повсюду в общественных местах.
По материалам: Высокий Замок