По мнению президента Львовского медицинского кластера, депутата Львовского городского совета Андрея Рикота, продержаться надо не меньше года – за это время разработают, протестируют и введут массовую вакцинацию от Covid-19
Когда в Украине объявили карантин, вся система здравоохранения направила свои усилия на борьбу с болезнью Covid-19. Плановые операции в больницах не проводят. Часть частных клиник и лабораторий работает неполный день, а часть на период карантина вообще прекратила работу. Но востребованность на медицинские услуги не исчезла. «Медицинские работники чуть ли не ежедневно обращаются ко мне с вопросом, могут ли они работать или нет, и если могут, то в каком режиме», — говорит Андрей Рикота. Ответ на этот вопрос хотели бы услышать и сами пациенты…
— Как в условиях пандемии функционируют учреждения здравоохранения?
— Согласно Постановления Кабинета Министров Украины № 239 от 25 марта № 255 от 2 апреля, было разрешено осуществление медицинской практики. В то же время в последний постановлении Кабмина Министерству здравоохранения предписано обеспечить временное приостановление проведения плановых мероприятий по госпитализации и плановых операций, кроме неотложных. Впрочем, пока МИНЗДРАВА по этому поводу никаких постановлений не принимало. В течение последнего периода дважды менялись министры здравоохранения (Звездную Скалецьку заменил на посту Илья Емец, а Илью Емца — Максим Степанов. — Авт.). Возможно, через это МЗ не совсем четко и однозначно реагировал на новые вызовы и не слишком оперативно издавал приказы и рекомендации.
— Чтобы провести, например, пломбирование зубов, не надо ждать окончания карантина?
— Если говорить о заведениях стоматологии, то они должны руководствоваться и Постановлениями Кабмина, и решениями Комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Львова, и приказами МИНЗДРАВА. Кабмин разрешил вести медицинскую практику (так же, как работать ветеринарным клиникам, автозаправочным станциям, станциям техобслуживания транспортных средств и тому подобное). В свою очередь, 16 марта Городская комиссия ТЭБ и ЧС запретила оказания плановой стоматологической помощи в стоматологических учреждениях всех форм собственности. Уже с 23 марта было разрешено работать в плановом режиме, но исключительно частным заведениям в Львове.
Городская комиссия практически ежедневно принимает новые решения, реагируя на вызовы, связанные с распространением коронавирус. Как следствие, медицинское среду до недавнего времени не имело однозначного понимания, какими именно нормами руководствоваться. Я обратился с депутатским обращением к должностным лицам городского совета и получил ответ, что медицинские, в том числе и стоматологические, заведения во Львове могут работать, и необходимо принимать во внимание, собственно, последние, актуальные решения Комиссии и постановления Кабмина. Это подтверждено и решением Комиссии от 9 апреля, в котором был отменен пункт о запрете планового лечения в стоматологии (Протокол № 16, п. 3.3).
По состоянию на сегодня ограничений нет, и медицинские учреждения могут оказывать медицинскую помощь. Решение, как работать (и работать вообще) заведения принимают на свое усмотрение. Самым важным здесь должен быть вопрос, в состоянии ли они обеспечить должный уровень противоэпидемической защиты, чтобы не подвергать ни врачей, ни пациентов опасности.
— Несмотря на то, что больным или носителем Sars-2CoV потенциально может быть любой, медперсонал в тех же частных клиниках обеспечивается каким-то дополнительной защитой? Проводится, например, более тщательная дезинфекция помещений?
— Чаще дезинфицируются поверхности, дольше обрабатываются инструменты. Запись приемов ведется так, чтобы пациенты не пересекались между собой. Пациенты обеспечиваются одноразовыми халатами, бахилами, перчатками. Обеспечивается дополнительная защита кресла, кушетки, оборудование в кабинете. Медперсонал применяет респираторы-маски класса защиты не ниже FFP2 и все необходимые средства индивидуальной защиты.
Все внимание приковано к пациентов с коронавирусом. Но у нас есть много других нозологий с высокими показателями заболеваемости и смертности. К сожалению, до этого внимания нет, поэтому вскоре столкнемся с проблемой лечения пациентов с другими заболеваниями. Уже есть, например, нехватка донорской крови.
— Карантин в Украине будет действовать как минимум до 24 апреля, самом деле никто не знает, как будет развиваться ситуация. Польша пика заболеваемости в себя ожидает в мае-июне…
— Не важно, когда закончится карантин. Уже сегодня должны четко знать, что будем делать после его завершения. Завершение карантина и спад заболеваемости не будут означать, что риск коронавірусної болезни исчез. Медицинские учреждения (как частные, так и государственные) должны понимать, в каком режиме будут работать, как будут защищать свой персонал и пациентов от возможного заражения, за которыми протоколами врачи различных специальностей оказывать медицинскую помощь больным Covid-19 и носителям вируса. Уже сегодня надо думать о перераспределении расходов государственного и местных бюджетов, потому что риск неконтролируемых вспышек коронавірусної инфекции будет сохраняться. Государство может не успевать брать на себя инициативу, поэтому могла бы идти прежде всего от профессиональных медицинских сред.
— А как работают врачи сейчас? Вот есть пациент, у которого тест на коронавирус показал положительный результат, но ему нужно оказать ургентную помощь.
— В Украине диагноз подтвержден у более 2500 человек. Здесь мы снова говорим о необходимости протокола защиты от коронавірусної инфекции — ли этот человек носитель, или заболела. Если заболела, проводится симптоматическое лечение, то есть, в первую очередь, лечится коронавирусная инфекция. Смежные заболевания также надо лечить, но должна быть приоритетность. В первую очередь устраняется то, что составляет угрозу жизни.
— В Клинической больнице скорой медицинской помощи Львова ежедневно тестируют работников дежурных бригад, которые оказывают неотложную помощь населению. Целесообразно тестировать всех медиков без исключения?
— Тестирование должно быть массовым как для граждан, так и прежде всего для медицинских работников, для того, чтобы, во-первых, мы могли видеть реальную картину распространения вируса, во-вторых, уберегли медиков, потому что если заболеет значительная часть медперсонала, столкнемся с огромной проблемой.
Борьба с коронавирусом состоит из нескольких этапов. Один из них — это карантин. Он нужен. Этап тестирования государство провалила. А с этого надо было начинать. Если тест показал положительный результат, то тестировать надо всех, с кем больной контактировал, и тогда переходить к следующему этапу — изоляции тех, кто потенциально может быть больным или носителем вируса. Есть проблема с наличием тестов. Очень долго они едут в Украину, есть вопросы к их качеству. Нужно отметить старания волонтерских организаций, бизнеса, которые помогают, но не могут заменить функции государства. Я анализировал пример Южной Кореи. В этой стране ежедневно проводят по 20 тысяч тестов. У нас на 1 млн. население — 518. Это — один из самых низких показателей в Европе.
— Еще один этап успешной борьбы с коронавирусом — обсервация.
— Во многих странах мира граждан, которые возвращались из других стран, отправляли на обязательную обсервацию. В Украину вернулось около 2 млн. ее граждан и они не отбыли ни одной обсервации. Ввели ограничения на передвижения, посещения общественных мест. И эти меры запоздалые. Надеюсь, не настолько, что проблема станет неконтролируемой.
— Вакцины коронавірусної инфекции пока еще нет. Лечения нет — больным оказывается симптоматическое или (если случай тяжелый или критический) — экспериментальное лечение. Каким протоколом руководствуются украинские врачи, оказывая помощь больным с Covid-19?
— Учитываем опыт зарубежных стран — того же Китая или Италии, где применяются противомалярийные препараты, комбинации противовирусных препаратов. Некоторые из предложенных схем лечения оказались успешными.
Относительно вакцины, то есть информация, что с 1 июня Израиль начнет ее тестировать. Об успехах в этом направлении отчитывается Германия. Но по всем расчетам массово делать прививки от коронавірусної инфекции могут начать не раньше, чем через год. Ровно столько времени мы должны продержаться.
О чем обязательно нужно позаботиться — наличие аппаратов ИВЛ и обученный персонал (ибо проблема состоит не только в наличии аппаратов, должны быть специалисты, которые будут уметь с этим оборудованием работать), а также достаточное количество масок и дезинфекторов.
— Каждый кризис дает толчок к развитию. Какие уроки вынесет из этой эпидемии Украина?
— Здоровье у украинцев никогда не было в приоритете. Люди тратили деньги на материальные ценности, но не инвестировали в собственное здоровье. Возможно, теперь будет по-другому. Надеюсь, государство изменит свое отношение к медицинской отрасли и бюджетные средства перераспределяться таким образом, чтобы медицина вышла из того плачевного состояния, в котором находится много лет.
По материалам: Высокий Замок