Многодетная мать Мария Ракус со Львовщины, у которой умер муж-доброволец, осталась одна с девятью дочерьми  «Коли йшла Ангелінку народжувати, продала образ з бісеру за 120 євро…»

Увидела в Интернете сообщение от руководительницы благотворительной организации «Батальон фей» Леси Борсук о том, что жена погибшего военного Владимира Швайки нуждается в помощи. Мать Мария Ракус осталась одна с девятью дочерьми (!). Маленькой дочке всего семь месяцев… «Владимир Швайка два года воевал на Донбассе в составе добровольческого 8-го батальона „Аратта“, где пережил инфаркт. Вернувшись домой, 11 января мужчина скончался», — говорилось в сообщении. Это известная на Львовщине многодетная семья. Недавно незнакомый мужчина подарил им большой дом. Благотворитель узнал, что семья живет в селе Куровичах Золочевского района, в однокомнатной квартире площадью 22 кв.м. Почему меценат выбрал именно эту многодетную семью? Сделали уже ремонт в новом доме? Журналист «Главпост» побывала в гостях у 40-летней Марии Ракус.

Сейчас семья живет в старом доме, что на вул. Колхозной (декоммунизация в это село еще не добралась). Комнату в этом доме сельский совет дала им в аренду шесть лет назад. Здесь не было воды, света, газа. Все пришлось проводить с нуля.

На дорогу до меня выбежала 9-летняя Ульяна. Захожу в небольшой коридорчик. Слева — кухонька. В миске — рис, капуста, мама готовит голубцы. В помещении холодновато. В комнате как в цветнике! «Я — Божена», — встречает меня одна из дочерей Марии. С мамой живут семь девушек, старшие живут отдельно.

— Старшей Кристине — 23, — рассказывает о семье многодетная мама. Держит на руках младшую доченьку. — Она замужем, я имею уже внука, ему 4 годика! Иванке — 21, она учится на педагогическом в Бродовскую академии. Насти — 14, Марьяне — 12, Ульяне — 9, Марти — 8, Софии — 6 лет, Божені — 4 годика, Ангелинке — 7 месяцев. Две старшие дочери — от моего первого мужа. Он умер. Шел с работы, ему стало плохо. При вскрытии сказали, сердце. С двумя детьми осталась одна. Мой второй муж, Владимир Швайка, был на двадцать лет меня старше. Мы познакомились во Львове через общих знакомых. Жили в гражданском браке.

— Вы всегда хотели иметь так много детей? — допитуюсь.

— Хотели с мужем иметь общего ребенка. Родилась Настя. О Марьяну узнала днем, а вечером уже услышала движения. С Ульяной говорю: «Если нашла для четырех ложку каши, то и для пятой найду!».

Когда женщина родила восьмого ребенка, и опять забеременела, вопрос аборта не стоял.

— Я всех детей родила сама, кроме Ангелины. С Ангелиной у меня уже матка не выдерживала. Ульяна дома родилась (весом 4 килограмма). «Скорая» приехала, но не успела забрать. Муж принимал роды. Два дня не мог отойти (всміхається. — Авт.). Все девушки здоровые, симпатичные. Я люблю детей. Хотя не раз бывает — так выведут…

 «Коли йшла Ангелінку народжувати, продала образ з бісеру за 120 євро…»

— Кто самый невежливый? — обращаюсь к девушкам.

— «Марта!» — восклицают вместе. Марта может с ребятами подраться, может штаны порвать в школе, — говорит мама. — Может урок сорвать. Когда ей было четыре года, она залезла под трактор и там сидела три часа. Смотрела, как мы ее ищем… Хулиганка! Все деревья — ее. Кое-кто говорит: «О, так много варить! О, много стирать!». Труднее всего их психологически все выдержать. Те подрались, и плачет, и кричит: «Ты ее пожалела, ты меня не любишь». И начинается…

Мария рассказывает, после рождения старших девушек работала барменом в кафе, в салоне с игровыми автоматами. Мужчина — строитель.

— В 2016 году мужчина уехал на восток (ему было 58 лет). Мне не сказал, — вспоминает Мария. — Потом позвонил, признался, я не поверила. Поверила только, когда прислал фото с Мариуполя на берегу моря. Приезжал в отпуск на неделю-две. Как сорвал позвоночник, то был два месяца дома. Рвался обратно. Знал, что я дам себе совет.

— Кое-кто считает, что много детей — это ненормально. Родители должны думать, смогут поставить их на ноги…

— Если кто-то думает, что я стою с протянутой рукой, тот ошибается. Я до 40 лет даже на учете в социальных службах не стояла. Дети развитые, ухоженные. Старшая дочь сама поступила на государственную форму обучения (Нас перебивает Боженко и рассказывает стишок про мышку — маму, мышку — папу. — Авт.). Муж приехал с востока с инфарктом. Шесть лет назад ему поставили два искусственных клапана на сердце. Врач сказал, что клапаны адаптировались к организму. Собрал почти все документы, чтобы наконец оформить инвалидность. На праздники поехал к брату на Бродівщину. Но не доехал… Врачи сказали, что у него произошел третий инфаркт, разорвалось сердце. Моментальная смерть. 1/3 сердца не работала.

 «Коли йшла Ангелінку народжувати, продала образ з бісеру за 120 євро…»

— Был строгим отцом?

— Позволял детям вылезти себе на шею. Настя: «Папа, нарисуй рисунок». Он до двух ночи рисует. Потому что Насте лень рисовать… Марта принесла из школы единицу. Он не ругает дочку, а говорит: «Марта, что это за ученик без единицы?!».

— Расскажите об истории с домом.

— Когда я родила девятую дочку, ко мне позвонила львовская журналистка и попросила дать интервью. В газете вышла статья под названием: «Бабский батальон добровольца Ракуса». Тот меценат прочитал о нас в газете. Журналистка подчеркнула, что семья живет на 22 кв.м. Через неделю получаю сообщение: «Добрый день, Мария. Я с Вижнян, из ваших краев. Могу вам помочь. Можно ли подъехать?». Через два дня приехал. Такой респектабельный, на джипе, привез малой памперсы, смесь. Мы поговорили. Он спросил, есть ли у нас ванная. Говорю: «Ванная есть, но, чтобы ее установить, не хватает денег». Спрашивает: «А где у вас тут сельсовет?». Я ему показываю, а он говорит: «Здесь кардинально надо все менять!». И едет…

В сельском совете муж сказал, что хочет купить для многодетной семьи дом (это было 23 августа, многодетная мама хорошо тот день помнит). Вместе с Марией осмотрел в селе все дома, которые продавались. Остановился на самом большом — 100 кв.м.

— Эта хата, которую он купил, была вдвое дороже, чем другие, — говорит Мария. — Секретарь сельского совета спрашивает меня: «Где ты его взяла?». Говорю: «Он сам приехал!». Через два дня привез задаток. У меня было ощущение, что это шутка. После этого в районе такой шухер поднялся…

— Люди вам завидовали?

— Страшно! Эта история с домом до сих пор не улеглась. Когда мы оформили документы, Сергей спрашивает: «Когда хотите вселиться?». Думала, сделаем санитарный ремонт и вселимося. Он говорит: «Я помогу сделать туалет и ванную, чтобы девочки имели где помыться» (В старом доме туалет семья обустроила в конюшне, а мылись в мисках. — Авт.). Он отопление сделал, поменял окна…

— Люди спрашивают, кто он такой?

— Были версии, что я последнюю малую от него родила… (Люди придумывали версию за версией, доходило до абсурда. — Авт.). Я, кстати, даже мужу ничего не рассказывала. Думала, зачем говорить, если это может быть неправдой. Не хотела разочароваться. Когда муж узнал, он был на востоке, обрадовался. Мы планировали, что он сделает кухню. (София нас перебивает и показывает, что у нее молочный зуб выпал. — Авт.).

 «Коли йшла Ангелінку народжувати, продала образ з бісеру за 120 євро…»

— Вы его не спрашивали, он еще кому-то так помогает?

— Когда мы подписали документы, я только спросила, каким он бизнесом занимается? Сказал, что за рубежом ресторанный бизнес.

— То вы поверили в чудо?

— В селе было столько разговоров, и секретарь сельсовета, чтобы успокоить общественность, написала в «Фейсбуке» пост (О благотворителе, который подарил многодетной семье дом. — Авт.). Был один комментарий, что якобы он улаживает свою вину… Сергей учился с моим первым мужем в одном классе. Он не знал, что мой первый муж умер. Когда мы разговаривали в доме, рассказал, что с ним учился Даниил Ракус. Вспоминал: «Он мне магнитофон разобрал, я потом за тот магнитофон хорошо получил от мамы».

— После публикации ваша жизнь кардинально изменилось. Почему боялись давать интервью?

— У меня за стеной живет 70-летний сосед, который сидел в тюрьме за педофилию. Ему дали три года за растление внучки. Когда вышел, начал цепляться к моим детям. Ульяне пытался залезть в трусы… Демонстрировал перед детьми свое «причиндалы». Настя даже видео сняла. Мы отнесли видео в полицию, но там не реагировали. Я написала несколько заявлений, но их в полиции не регистрировали. Я подняла кипиш, пригласила телевидение. Дело получило широкую огласку. Она добрых три года тянется… Мы проводили экспертизу. Доказали, что дети говорят правду…

— За какие деньги вы сейчас живете?

— Получаю «детские деньги». Мужчина служил в добровольческом батальоне, зарплаты не имел. Два года жизни отдал государству! Помогают волонтеры. Они не знали, что Володя многодетный отец. Когда готовили подарки к Николаю, говорят мужу: «Ну, Дед (так его называли собратья), у тебя детей нет». А он: «Почему нет? А ну, берите бумагу, ручку, записывайте». Он перечислил всех детей, а тот волонтер спрашивает: «Это уже с внуками?». А он: «Нет, мы детей записали. А теперь будем записывать внуков». Целый батальон стоял дыбом…

Когда я шла Ангелинку рожать, продала свой образ из бисера «Святая вечеря» за 120 евро. Стоял вопрос о кесарево. За кесарево я не платила, но за лекарства надо было заплатить более 4 тысяч грн. В жизни рассчитываю сама на себя!

Идем с Марией до нового дома. За старшую в доме — Настя. 6-летняя Софийка подбегает ко мне и дает на прощание чмок. По дороге расспрашиваю, сколько литров борща женщина варит на семью?

— Немного — 8 литров! — говорит. — Голубцов готовлю две кастрюли по 5 литров. Так, чтобы было хотя бы на два дня. В сезон делаю 300 банок закруток. Помидоры, баклажаны, кручу все, что крутится (улыбается. — Авт.). В подвале — тонна картошки, которую сама вырастила.

Напротив дома — церковь. Заходим во двор. Вокруг дома сад. Есть летняя кухня. Хозяйка говорит, планирует, когда дети подрастут, завести большое хозяйство.

— Здесь жила бездетная пара, — говорит Мария, когда заходим внутрь дома. — Это будет моя комната и трех младших дочерей. Рядом — комната для четырех старших дочерей (Комнату в старом доме Мария планирует оставить старшей дочери. — Авт.). Внутри тепленько и пахнет свежим ремонтом. Это кухня и столовая. Большая веранда. Думаю, где-то за две недели вселимося (улыбается счастливая хозяйка. — Авт.).

Все фото автора

По материалам: Высокий Замок