Обмен пленными: когда в товарищах Зеленского согласья нет

По экспертному мнению, обмен пленными с РФ не происходит из-за несогласованности в окружении Зеленского: дескать, группам, выражающим интересы Зеленского, Коломойского и Авакова, обмен выгоден, а «группе Пинчука», которую связывают с американскими демократами, заинтересованными в дальнейшем сохранении эскалации, обмен может быть невыгоден.

«Пока что-то нездоровое»

Помощник Президента Украины Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что обмен пленными между Украиной и Россией состоится в самое ближайшее время. Однако российский омбудсмен Татьяна Москалькова заявила, что для обмена необходимо оформить документы, но какие именно, не уточнила. «Между РФ и Украиной идут переговоры об обмене заключенными, но еще предстоит оформить документы», — сказала Москалькова.

Адвокат находящихся в Украине россиян Валентин Рыбин считает, что пока никаких сигналов нет к тому, чтобы завтра произошел обмен. Адвокат отмечает, что для осуществления обмена Президент Украины должен издать указ о помиловании россиян, которых включили на обмен. «Пока я как юрист не вижу указа президента о помиловании оставшейся категории лиц, которые включены в список на обмен», – сказал он.

30 августа появилась информация, что обмен пленными уже состоялся. Ей, среди прочих, поделился новоизбранный генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка на своей странице в Facebook. «Обмен завершился: моряки, Сенцов, Карпюк, Балух, Гриб летят домой», — говорилось в сообщении.

Родственники политзаключенных и журналисты с утра ожидали Олега Сенцова, Владимира Балуха, Николая Карпюка, Павла Гриба и 24 военнопленных моряков в аэропорту «Киев» (Жуляны). Однако в Офисе Президента позже информацию опровергли.

Адвокат Валентин Рыбин тогда заявил, что обмен пленными могут перенести на 3 сентября. Но теперь дату он не называет. «Надежда есть, но пока что-то нездоровое приходится отмечать. Скорее всего, завтра будет то же самое, что и сегодня, а именно – ничего не произойдет», — цитируют адвоката СМИ.

Политолог Руслан Бортник считает, что решение вопроса обмена пленными между Украиной и РФ зависит от ряда политических вопросов. «Пока стороны не согласовали все детали политического размена, обмена захваченными лицами не состоится», — резюмировал Р. Бортник.

По его мнению, обмен пленными сопровождается политическими торгами, которые пока далеки от завершения.

«Обмен пленными открывает дорогу к работе Нормандской четверки, в чем заинтересована Украина, открывает путь к реализации политической части Минских соглашений, в чем заинтересована РФ, и возможно открывает дорогу к возвращению России в G7, в чем возможно не заинтересована Украина и часть ее западных партнеров», — пояснил он.

Напомним, что сообщения о начавшемся обмене поступили после саммита «Большой семерки» во французском городе Биарриц 24-26 августа, где обсуждалось возвращение России.  Это — международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. До 2014 года в клубе участвовала Россия, и он назывался G8.

19 августа на встрече с президентом России Владимиром Путиным президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что вопрос возвращения к формату «Большой восьмерки» и нормализации отношений между Россией и ЕС зависит от урегулирования ситуации на востоке Украины. 20 августа за возвращение России выступил президент США Дональд Трамп.

Однако, остальные члены G7 эту инициативу не поддержали. Тем не менее, Дональд Трамп заявил, что президента РФ Владимира Путина наверняка пригласят на следующую встречу большой семерки в качестве гостя.

Технология обмена

Процесс обмена удерживаемыми лицами между Украиной и РФ был запущен после встречи советников МИД нормандского формата (Украины РФ, Франции и Германии) в Париже 12 июля. Украинский омбудсмен Людмила Денисова отправилась в Москву, где обменялись списками удерживаемых лиц с уполномоченным по правам человека России.  Затем в Киеве побывала российский омбудсмен.

Примечательно, что Людмила Денисова подчеркивала, что о помиловании украинских моряков, задержанных в ноябре прошлого года в Керченском проливе, речь не идет, их и так должны освободить по решению Международного трибунала по морскому праву.

«Это несвязанные вещи, и не связаны с нашими моряками. У нас есть 150 человек — удерживаемых лиц, граждан Украины в российских тюрьмах, а есть 35 человек, которых предоставила Москалькова — удерживаемых граждан России в исправительных учреждениях в Украине. Речь шла об этих лицах, фамилии я пока не буду разглашать», — отметила украинский омбудсмен.

Ранее Министерство иностранных дел Украины сообщало, что Россия незаконно удерживает более 70 украинцев. В это число не входят 24 украинских моряка, захваченных Россией в Керченском проливе в конце ноября 2018 года, и пленные на Донбассе граждане.

К уже осужденным можно применить помилование, а к тем, кто находится под судом-нет. Ранее российская сторона направила Украине ноту, в которой говорится, что в России продолжается уголовный процесс в отношении 24 задержанных украинских моряков. И РФ считает себя вправе требовать от Украины письменных гарантий обеспечения участия моряков после их освобождения в досудебном и судебном следствии.

Следует отметить, что между Украиной и Россией продолжается сотрудничество в сфере выдачи и правовой помощи по уголовным делам на основе Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Европейской конвенции о выдаче 1957 года, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и ряда других договоров.

Так, по российским данным, в последнее время Киеву было направлено 20 запросов о выдаче лиц для уголовного преследования, пять из них были удовлетворены, в трех было отказано. Российское надзорное ведомство, в свою очередь, рассмотрело 32 запроса украинской стороны, 11 из них были удовлетворены, в четырех было отказано.

Таким образом, моряков можно было отправить на родину под предлогом дальнейшего следствия, которое бы вела украинская сторона. А их судьба оказалась бы в руках украинского правосудия. Однако украинский МИД тогда заявил, что «предложение России неприемлемо». А министр иностранных дел Павел Климкин подчеркнул, что Россия не хочет выполнять решение Международного трибунала по морскому праву.

Теперь Климкин больше не министр. Но политолог Даниил Богатырев высказывает предположение, что за участие в обмене борется несколько групп влияния.

«В окружении Зеленского есть различные группы. И если группам, выражающим интересы Зеленского, Коломойского и Авакова, данный обмен может быть выгоден, то группе Пинчука, которая отстаивает интересы американских демократов, заинтересованных в дальнейшем сохранении эскалации, данный обмен может быть крайне невыгоден», — объяснил эксперт.

Он отмечает, что к теме обмена заключенными, пытаются подключиться  Виктор Медведчук и Вадим Рабинович. «Медведчук пытается показать себя как единственного и неповторимого переговорщика с Кремлем. Но сейчас представители Офиса Президента через Минскую контрактную группу пытаются вести переговоры с Москвой напрямую.  Одна из очевидных причин, по которым сохраняется неопределенное состояние по обмену заключенными – взаимное недоверие», — заключил политолог.

 

По материалам: Голос