3. Во всех ли камерах включены смарт-функции? 

Анатолий Сторожко говорит, что камера выбирается с той аналитикой и в том месте, где она нужна. На перекрестках, мол, одни, на площадях — другие, и т.п.

Его слова подтверждает Николай Пыхтин, и.о. гендиректора КП Информатика, которое курирует проект городского видеонаблюдения и главного ситуационного центра.

“На каждой камере, даже на обычной обзорной, уже есть ряд смарт-функций. Например, фиксация входа в периметр, пересечения определенной линии. Эти функции используются ситуативно”, — объясняет он.

Картинку же камеры в любом случае пишут круглосуточно. 

В КП Информатика постепенно переходят к big data — забирают с обзорных камер не картинку, а вторичные данные: цвет одежды, тип транспортного средства, количество транспортных средств на участке. И анализируют уже их. Но это пока на старте и количество потоков небольшое.

4. Что же умеют делать обычные обзорные камеры, которых в городе большинство?

Николай Пыхтин приводит в пример муниципальные задачи: с помощью обычных “обзорок” можно посчитать, какая нагрузка была на пешеходный мост в день открытия. Или прорисовать охранный периметр для памятников, чтобы их не портили вандалы. 

“Софт позволяет выставлять временные рамки — например, с 23:00 до 7:00. Если кто-то пересек периметр в это период, сигнал идет в соответствующее управление полиции”, — рассказывает Пыхтин.

Еще камера может определить появившиеся предметы, которых не было. Например, если человек оставит рюкзак на платформе метро. Как объясняет начальник КП Информатика, через заданное время система отправит сигнал вместе со связанным кусочком видеопотока. 

Из видеопотока выделят максимум возможной информации. Например, заберут изображение лица человека, который оставил рюкзак, и загрузят в «черный список». Перемещение такого человека сегодня отслеживают вручную. Но если он засветится перед специализированной камерой с функцией распознавания или на потоке, которые анализирует вторичные данные, система также даст сигнал.

В будущем в КП Информатика хотят реализовать быстрый умный трекинг. После загрузки фото человека или машины оператор выделит на карте область, где искать, а потоки и архивы с камер этого периметра пройдут через серверы аналитики. Это ускорит поиск людей/машин. Хотя строят трекинг уже и сегодня.

Сергей Магдий также подтвердил, что у полиции есть планы по использованию специальной видеоаналитики. Например, искать автомобили по цвету, типу, марке и даже посторонним признакам. 

5. Все ли камеры работают и есть ли среди них выключенные или «муляжи»?

“Процента два камер от общего количества постоянно офлайн”, — объясняет Николай Пыхтин. Причины могут быть разные: где-то перекоммутируют интернет-кабель, где-то на линию упало дерево, где-то Киевсвет меняет столбы. Картинка, говорит собеседник, не теряется, так как в случае пропадания интернета камера пишет данные на внутреннюю память.

Случается и воровство — но, по словам руководителя КП Информатика, крайне редко: за все время проекта украли только 6 камер. 4 из них нашли. Ведь злоумышленники при краже сами попадают в объектив — и в «черный список».

6. Сколько система стоила городу?

На систему видеонаблюдения вместе с созданием платформы, облачного хранилища, закупки камер потрачено примерно 450 млн грн, сообщили журналисту Liga.Tech в пресс-службе Kyiv Smart City.

7. Эффективен ли «Безопасный город»?

Мэр Киева обозначил: с начала 2018 года, после объединения городских камер в единую систему, преступность в местах расположения камер упала больше чем на 56%. 

Андрей Крищенко, начальник Главного управления Национальной полиции Киева, поделился цифрами. Например, за 9 месяцев этого года в публичных местах города было совершено 9289 преступлений. При этом за аналогичный период 2016 года — 27 311 преступлений, в 2017-м — резко упало до 14 010, в 2018-м — 10 839. 

“В 2016 году ежедневно на улицах города совершалось в среднем 16 грабежей. Сегодня эта цифра — 5”, — добавил главный киевский полицейский. Он видит в этом большую заслугу системы видеонаблюдения.

Крищенко также сообщил, что с запуском аналитических модулей распознавания и детекции лиц удалось существенно улучшить возможности розыска. Не только преступников, но и, например, потерявшихся или сбежавших детей. По его словам, в этом году полицейские обращались к видеоматериалам городской системы для расследований почти 5000 раз (или 40%, как говорит его подчиненный Сергей Магдий). 

8. А есть ли свежие кейсы?

Полицейские поделились свежими случаями. 

1) В сентябре в центре Киева гражданину Иордании нанесли проникающие ножевые ранения. В течение трех дней благодаря работе с разными видеокамерами и распознаванием, преступника задержали. 

2) На Подоле побили двух молодых парней. Сотрудники полиции в течение нескольких часов отследили маршрут их автомобиля, а дальше по приметам и фото нашли преступников.

3) В Оболонском районе группа лиц украла рюкзак с 500 000 грн внутри! По автомобилю их нашли и задержали в течение трех часов.

Сергей Магдий рассказал, что около 84% тяжких преступлений происходит с использованием автотранспорта. По его словам, полиция может отслеживать движение авто по городу, сопоставлять с архивными данными. Работает так называемая постановка автотранспорта в розыск — когда автомобиль проезжает контрольные точки и по нему оперативно обновляется информация в виде фотографий и точек на карте. 

Но не только машины.

“Много было попыток вандализма [c памятниками] на Подоле. Но после четырех последних задержаний грабителей в течение получаса после снятия бронзовых плит, никто не покушается уже три месяца”, — поделился полицейский.

9. Защищен ли доступ полиции к данным видеонаблюдения?

“У всех подразделений полиции есть доступ к системе видеонаблюдения. Он ограничен и под паролями. Мы не даем этой информации уходить, жестко пресекаем и наказываем”, — сказал Андрей Крищенко. 

Сергей Магдий на панели по Safe City добавил, что доступ к видеоматериалам нужно зарегулировать на законодательном уровне. Пока что в полиции его урегулировали на своем нормативном уровне. Он поделился кейсом, когда представитель одного силового ведомства передавал журналистам информацию о руководителе ГБР. А другой фигурант передавал информацию российским шпионам, что использовалось для покушения на представителям ГУР в апреле этого года. И акцентировал — это недопустимо и быстро расследуется.

Кстати, данные, полученные с видеокамер, хранятся в Городском центре обработки данных до 30-ти календарных дней. На 31-й уничтожаются автоматически, сообщает КП Информатика.

10. Как с одними и теми же камерами работают разные службы?

У каждой службы есть свой мониторинговый зал и доступ к аналитике «Безопасного города». Однако ситуационный центр города — это главная точка координации.

“Например, когда начинают пикетировать парламент, у нас находятся патрульная полиция, МЧС, Нацгвардия, СБУ. Там принимаются оперативные решения. Если выпал снег, у нас — профильные департаменты, автодор, ШЕУ”, — объясняет начальник КП Информатика.

По словам Николая Пыхтина, есть регламент взаимодействия служб и органов власти при чрезвычайной ситуации и работе в ситуационном центре. Он согласовывается. Самый верхний приоритет — у Нацполиции. Но камера может также понадобиться и коммунальщикам, и МЧС. О передаче управления камерой службы договариваются в специальном чатботе.

11. Что насчет системы автоматического выписывания штрафов? Когда ее запустят?

В столице завершается тестирование новой системы, которая будет следить за нарушениями скоростного режима на дорогах.

По плану работать это будет следующим образом. Если машина превышает скорость, спецприбор фиксирует номер. По номеру в базе полиции находится соответствующий автомобиль. Штрафная квитанция формируется автоматически.

Для этой системы столица будет использовать новые приборы. Это такие себе “скворечники”, которые состоят из радара-детектора, камеры машинного зрения и аналитики. 

“По системе фото- видеофиксации штрафов были проведены торги на 20 млн грн. Закуплено 20 приборов. 5 уже находятся на тестировании у полиции, для остальных 15 вместе с полицией согласованы места установки, сейчас на стадии монтажа”, — сообщили в пресс-службе Kyiv Smart City.

Судя по договору, прикрепленному к тендеру, власти используют некую систему «Каскад». Поставщик — компания Украинские системные инновации.

12. А как же действующие камеры? Почему для автоматической штрафной системы понадобилась новая закупка?

По словам Николая Пыхтина, городские камеры, которые уже установлены на перекрестках, для автовыписывания штрафов не подходят. 

“Мы своей системой можем мерять эмпирическую скорость — между двумя точками. Но это для статистики — не для штрафов. Ведь у нас изначально не стояло такой задачи, нужно было только анализировать скорость движения в полосе и наличие заторов”, — объясняет руководитель ситуационного центра. 

Вторая — и основная — причина, почему используются другие приборы — наличие сертификации. Чтобы штраф имел силу в суде. Как говорит Николай Пыхтин, пока в Украине один такой прибор. Сертифицируются еще два.

После тестов и отчетов, которые должны быть закончены к ноябрю, Кабмин должен выдать соответствующее распоряжение о старте полноценного использования системы. 

Киевлянам, пожалуй, стоит морально подготовиться к нововведениям.

“Если взять один участок дороги, где идет фиксация, то за 1,5 месяца тестирования одного прибора только в одной полосе на улице Елены Телиги мы получили 72 000 превышений”, — рассказал Николай Пыхтин.

Он уверяет, что в новой системе учтены промахи старого прибора «Визир», на изображениях будут спецмаркировки. И в суде это будут считать полноценным доказательством.

Евгений Шишацкий

корреспондент ЛІГА.Tech

Источник: Лига