Родители делают все, чтобы девушки не отчаивались  Хвороба відбирає в обох дочок ноги…

Постороннему человеку сжимается сердце, когда видит, с каким теплом Татьяна Пась обнимает и целует своих дочерей — Оксану и Инну. В каждом ее взгляде и касании — невероятная материнская любовь. Кажется, Татьяна совершенно не замечает той тяжелой болезни, которая постепенно отбирает у обоих детей возможность самостоятельно ходить…

Татьяна Петровна почти три десятка лет работает в сфере соцзащиты — занимается инвалидами Камень-Каширского района. Когда-то думала: за что ей такая кара, и дома, и на работе видит человеческую беду? И разве кто-то смог бы лучше откликнуться на нужды обездоленных, как не она? Потому не с чужих слов знает, как нелегко семьям, в которых есть люди с особыми потребностями.

Когда в сердце зазвенела любовь и становилась на рушник счастья с Николаем Прядей из села Мостище Камень-Каширского района, женщина мечтала о большой семье, которая бы полнилась детским смехом. Вскоре родилась Оксаночка, за несколько лет — Инна. Старшая дочка в десять месяцев уже делала первые шаги! Как радовались родители! А когда в школу пошла, стали замечать, что ребенок странно начал ступать на ножки, будто жалея ступни, старалась опираться на пальчики. И начались мытарства Пасов по больницам.

— Мы сразу обратились в нашу больницу к невропатологу, — рассказывает Татьяна Петровна. — А он отправил на обследование в Луцк. С тех пор слышали разные диагнозы. Ставили и детский церебральный паралич, и тетрапарез (снижение мышечной силы в конечностях. — Авт.). А потом сказали, что болезнь генетическая, наследственная, связанная с пороком головного мозга.

Тогда стало страшно, что беда может проснуться в теле меньшей дочери Инны. Ей еще не было и пяти, она носилась с друзьями на улице. Пасе молили Бога, чтобы меньше дитя миновала печальная участь. И вскоре заметили, что и она начала вставать на пальчики.

Оксану пришлось забрать из школы. Она закончила со сверстниками только два класса, а далее продолжила обучение дома.

— Меня папа возил на велосипеде, — вспоминает девушка, улыбаясь. — Время ждал возле школы, пока уроки закончатся, временем ехал домой и потом по мне возвращался. А Инна сразу на дому учиться стала.

Сестры с большим теплом и благодарностью вспоминают педагогов, которые работали с ними. Потому что учиться очень любили. Но после окончания 9 класса получать профессию они не решились.

Еще несколько лет назад девушки могли передвигаться по дому, держась за стены. К сожалению, сегодня это для них — недостижимая мечта. Не могут ходить и на костылях — падают. Трясутся и ручки. Не скрывают: были и нервы, и отчаяние, и слезы… А потом постарались воспринять себя такими, как есть.

Сегодня Оксане 27 лет, Инне — 24. И их единственная опора — родители. Решили, что мама работу не бросать, а по уходу за дочерьми оформится папа. Так и живут: скромно, но с улыбкой, не теряя веры в жизнь.

В доме Пасов чистенько, аж блестит! В комнатах много вазонов. Спрашиваю, кто так хорошо хозяйничает.

— Мы с Инной, — признается Оксана. — Становимся на колени и убираем. Стараемся делать все, что можем, не сидеть без дела. Раньше я могла и немножко по хозяйству хлопотать, и теперь в хлев не дойду…

Чтобы хоть как-то девушки могли поддерживать тонус мышц, добрые люди привезли Пасям специальные тренажеры. Оксана с Инной по очереди, помогая друг другу, занимаются на них. Они надеются, что когда-нибудь смогут ходить, как в детстве.

— Мы с мужем просим у Бога, чтобы хоть хуже доченькам не становилось, — говорит Татьяна Петровна. — Доченьки — весь смысл нашей жизни.

А пока едва ли не единственным окошком в мир остается их компьютер. Благодаря Интернету девушки общаются с друзьями, обмениваются фото.

 Хвороба відбирає в обох дочок ноги…

По материалам: Высокий Замок