Большинство кафе и ресторанов выпускникам и молодоженам вернули задатки. А некоторые вообще закрылся  «Найбільший мій скарб – колектив. Бо що я варта без нього?»

Молодоженов, которые решили пожениться в мае-июне, пандемия огорчила. Кто-то решил перенести свадьбу на август-сентябрь, а кто — то- вообще отменить. Разочарованы и выпускники школ, которые планировали для прощания со школой шумные забавы или заграничные туры. Однако карантин поломал грандиозные планы и мечты. И, пожалуй, больше всего карантин перечеркнул планы владельцев туристических фирм, ресторанов и кафе, которые из-за пандемии вынуждены отдавать задатки, а некоторые даже «перекраивать» штат или вообще закрываться. Как они выкручиваются в этой ситуации, расспрашивала журналист «ВЗ».

Любовь-Теодозия Микитка, директор туристической фирмы «Карпатия-Галич-тур»

— Фирма занимается не только отдыхом туристов в Украине, но и за рубежом, и в частности отдыхом детей. Изюминкой такого отдыха является проведение выпускных вечеров за рубежом. В этом году мы имели три группы. Одна решила ехать в столицу Австрии, другая в польский Краков и 16 человек из дрогобычской школы заказали себе путешествие в турецкой Анталье. Две первые группы, которые должны были ехать в Краков и Вену, перенесли поездку на осень, а детям, которые должны были лететь в Турцию, заявки аннулировали (мы работаем с «Тест-туром»), а средства заморозили.

— Что это значит?

— Они могут, на выбор, перебронировать себе отдых в течение года или ждать возврата средств с января 2021 года. Выпускники и их родители еще в размышлениях, но мы сейчас пришли к выводу, что лучше перенести выпускной в «Буковель» примерно на последние числа июля — после сдачи ВНО.

— Но тогда им придется снова платить за отдых?

— Эти замороженные средства будут переведены в «Буковель». Со сданной суммы пропадает примерно 10 процентов, которые пошли на налоги, перевод-возврат денег… До 1 июля дрогобычане должны выяснить все вопросы и нам сообщить.

— А как насчет свадеб, которые проводите за границей? Были отказы?

— Так, теперь многие молодожены хотят свадьбу с атракционами. Мы организовываем свадебные туры за границу. Это, в основном, Краков, хотя несколько раз молодожены выбирали Вена, но он значительно дороже. Скажем, в Кракове молодожены женятся в украинской греко-католической или православной церкви, о чем мы договариваемся заранее с этими церквями. Там объявляют каждое воскресенье повествования. Свадьбы гуляют около 30 человек в ресторанах при отелях. Фотографа берут с Украины, потому что его услуги значительно дешевле, чем услуги польского. Стол также обходится значительно дешевле, чем у нас, примерно с человека 140-150 злотых (840-900 грн). В эту стоимость входит вареное-печеное…Во Львове свадьбу стартует от 1000 грн с человека, но еще надо много всего приносить свое. Те две свадьбы, которые должны были состояться в мае, молодожены перенесли на сентябрь.

Ольга Окилко, владелица ресторана «Вертеп»

— За пандемии у нас забрали задатки на март, апрель и почти все за май. Одна пара с мая перенесла на август свадьбу, а задатки на июньские забавы пока еще у нас. Новых заказов мы еще не имели. Люди выжидают. Выпускной у нас был только один, потому вечеров такого типа у нас обычно мало заказывают. Хотя второй «Вертеп» у нас рядом со школой.

— Тогда почему?

— За все 20 лет существования заведения выпускных у нас было очень мало из-за того, что мы не разрешаем гулять до утра. А выпускные хотят проводить до 6-ти, чтобы идти на Высокий замок встречать солнце. Забавы у нас обычно заканчиваются в 11-12 вечера. Хотя бывают мудрые родители, которые руководят процессом выпускного: получили аттестаты в 15 часов, и сразу в ресторан. Затем автобусом развозят детей домой и таким образом избегают опасности.

Сейчас вы еще закрыты?

— Конечно! Во время поста мы собственными силами делаем ремонт и генеральная уборка. А теперь это делаем во время карантина.

— У вас нет летней площадки?

— Нет. Как-то я пыталась во втором «Вертепе» обустроить такую площадку, но очень длинная была «коломыйка» с документацией в городском совете. А в первом ресторане даже и не пыталась, потому что он на первом этаже девятиэтажного дома. И, конечно, такая площадка украсил бы заведение. Но я всегда обращаю внимание на людей, которые там живут. Как говорят: эта палатка не на том перекрестке. Летние площадки в центральной части города, где есть туристы, предпочтительнее.

— Если человек приходит забирать задаток, отдаете всю сумму полностью?

— Ни разу за 20 лет бизнеса в «Вертепе» я ни задатка не присвоила. У людей случается разное. Поэтому отдаю всегда. А теперь, во время карантина и кризиса, — тем более! Потому как можно взять деньги, не провести мероприятия и не отдать?! Здесь даже речи нет.

— Во время карантина многие рестораны и кафе вынуждены были закрыться. В некоторых пришлось уволить многих. А как у вас?

— Ни одного работника не уволила. Я, наоборот, переживала, чтобы кто-то сам не уволился. Потому что когда разрешат открыться, то что буду делать без них? Один в поле не воин. Что я достойна без коллектива? Трясусь над каждым своим работником. Со мной люди работают по 40 лет. За март заплатила людям полностью. В апреле из ресторанного фонда выдала каждому по тысячи, а в мае надеялись открыться. Но… Мои работники все в отпусках без сохранения заработной платы.

Татьяна Бабяк, мама жениха Артура

— В феврале мы заказали на 9 мая ресторан «Панська гора», ведущих, дали задаток. А через месяц начался карантин. Организатор посоветовала нам забронировать еще одну дату. И нам повезло, потому что все задействованные на нашей свадьбе люди — оператор, фотограф, ведущие, музыканты, распорядитель были именно на этот день в июле свободные. Поэтому задатков ни от кого мы не забирали. Надеемся, что беда наконец отступит и больше ничего не придется переносить.

Анна Джиджора, директор ресторана «Валентино»

— Карантин повлиял на весь ресторанно-гостиничный бизнес. И мы не исключение. В нашем ресторане нет таких огромных залов для проведения выпускных или свадеб. Наше заведение немного другого формата. У нас не было заказов наперед, и поэтому никто задатков не забирал. Есть летняя терраса, которая работает от того момента, когда нам разрешили, в привычном режиме. На летней террасе одновременно можем разместить 30 человек, но сейчас не больше восьми — согласно условиям карантина. Мы проверяем температурный режим, гости должны заходить в масках.

— Вы закупали одноразовую посуду?

— Те рестораны, которые имеют сертифицированную посудомоечную машину, не обязаны покупать такую посуду. Только есть требование к подачи приборов — они должны быть упакованные в картонный пакет.

— Много людей пришлось уволить во время карантина?

— Никакой. Всех ценим и бережем. Верим, что все пройдет и вся команда останется с нами.

Госпожа Иванна, завпроизводством ресторана «Аркан»

— У нас от проведения выпускных отказались практически все. Даже то, что должен был быть 27 июня, выпускники отменили. Мы всем отдали задатки, потому что в случившемся нельзя винить никого. Было много звонков в последнее время: люди интересуются, мы уже открылись, потому что планируют юбилеи, коллективные встречи. Но мы не работаем, не открывали летних беседок. Несмотря на то, что закупили приборы для измерения температуры, не рискуем открываться. Даже беседок не открывали. На улице холодно, то кто захочет мерзнуть в беседке? Не могу вызвать на работу людей, потому что кто-то приедет выпить кофе, а целая смена должна быть задействована. Ждем до 20 июня, а там посмотрим.

— Слышала, что для летних площадок надо иметь одноразовую посуду…

— Да, я закупила немного такой посуды. Расходы большие, но это экономически не выгодно. Потому что людей на работу надо вызывать — повара, официанта, бармена, посудомойку… Конечно, за работу людям надо заплатить, а еще и закупить одноразовую посуду… Сейчас лучше быть закрытыми. Поэтому мы решили не работать в период карантина.

По материалам: Высокий Замок