Министерство здравоохранения полностью заблокировало закупку за средства бюджета-2020 лекарств для тяжело больных пациентов  «У вересні для 1 мільйона 300 тисяч українців почнеться справжній армагеддон»

По состоянию на 20 мая процесс закупок по 38 государственным программам еще даже не начался! «МИНЗДРАВ не просто медлит с государственными закупками, а довело ситуацию до критической черты, — заявила на пресс-брифинге исполнительный директор БФ „Пациенты Украины“ Инна Иваненко. — Уже в сентябре дети с онкопатологиями, ВИЧ-инфицированные и больные СПИДОМ, дети с нарушениями дыхательной функции, больные с орфанними (редкими) заболеваниями останутся без жизненно необходимых лекарств». Из-за отсутствия стентов в больницах под угрозой оказываются также пациенты с инфарктом миокарда.

ЦЕНЫ на эти лекарства — заоблачные, поэтому большинство пациентов не имеют финансовой возможности покупать их самостоятельно. Председатель правления БФ «Дети с гемофилией» Нина Астафорова-Яценко приводит собственный пример. Ее ребенок болеет гемофилией, в любое время (даже если ребенок не падала) у нее может начаться кровотечение. Остановить ее можно благодаря введению фактора остановки крови. Остановка одного кровотечения стоит от 7 до 21 тысячи гривен, а таких кровотечений за месяц у ребенка — 4-5 минимум!

Антон Кулагин уже 9 лет болеет рассеянным склерозом. По официальным данным, таких больных, как Антон, в Украине 22 тысячи. Лекарства за государственный счет сейчас получает только 10% из них. Курс лечения на год стоит… около пол миллиона гривен.

Откладывать лечение до лучших времен такие пациенты также не могут. Даже небольшой перерыв в лечении может привести к ситуации, когда спасать уже будет некого. По словам Инны Иваненко, МИНЗДРАВ не разглашает информации, сколько медикаментов есть в остатке, но пациентские организации единогласно заявляют: запасы — исчерпан.

К пандемии Covid-19 дорогие лекарства еще можно было купить за границей (заручившись поддержкой неравнодушных украинцев), но теперь и это невозможно, ведь границы закрыты. Пандемия привела к мировой фармацевтической кризиса. Каждая страна активно наращивает объемы закупок лекарств, в то время как украинское министерство с февраля не принимает никаких решений по этому вопросу.

«Чтобы начался процесс закупок, необходимо, чтобы вступил в силу ряд простых, но важных документов, в частности паспорт бюджетной программы — документ, без которого никаких действий в части бюджетных закупок министерство осуществлять не может, — объясняет член правления ОО „Центр противодействия коррупции“ Елена Щербань. — Этот документ обычно утверждается в январе, но он, как и другие восемь документов, до сих пор ждет на подпись. Однако даже если процесс закупок начнется завтра, ждать поставки лекарств можем… только в следующем году. Затягивание тендеров до конца года — это сценарий, который постоянно отрабатывался во времена, когда ведомством руководила Раиса Богатырева. МИНЗДРАВ намеренно доводило ситуацию до того, что в регионах заканчивались все запасы лекарств, чтобы в конце года закупить их дорого по ускоренным процедурам. И мы имели ситуацию, когда некоторые фармкомпании, получив 100% предоплату, так эти лекарства и не поставляли».

Основательница БФ «Таблеточки» Ольга Кудиненко публично обратился к представителям власти: «То, что вы не „замечаете“, как от рака умирает 50% больных с этим диагнозом (сотни тысяч людей) — это ваша проблема и ваша ответственность! Не только Скалецкого, Емца или Степанова, а каждого заместителя министра, каждого личного ассистента и пресс-секретаря в дорогом костюме! Последний раз такое было в 2014 году, и хочу напомнить тем, у кого короткая память: в том же 2014-м состоялась неожиданная, незапланированная смена власти. Тяжелобольные не имеют ресурсов выходить на митинги, но сейчас я нахожусь в таком состоянии, что готова вывести лысых онкобольных детей под МЗ. И они будут жить под его стенами, чтобы чиновники своими глазами видели, как они страдают».

«В стране уже более 90 тысяч больных (по одной лишь программой!) вынуждены были бы прервать лечение, если бы не гуманитарная помощь, — говорит председатель БО „100% жизни“ Дмитрий Шерембей. — Вскоре всем больным, которые до этого получали лекарства за государственные средства, придется брать кредиты, занимать деньги у знакомых, заклеивать столбы просьбами о помощи в стране, в которой… выделены средства на закупку лекарств (около 10 млрд гривен. — Авт.)! Если у вас больной ребенок — вы продадите все, что имеете. В таком аду живут, без преувеличения, более миллиона украинцев и члены их семей, но у них был коридор — последние три года, когда появилась надежда, что варвары не будут залазить им в карманы».

Поскольку до декабря ждать поставок медикаментов бесполезно (это признают и в самом МЗ), Дмитрий Шерембей призывает премьер-министра и президента лично начать переговоры с международными гуманитарными миссиями — в отношении срочных поставок международных гуманитарных грузов в Украину.

По материалам: Высокий Замок