Врач-инфекционист считает, что сейчас самое важное – не потерять контроля над ситуацией.  Наталія Тімко: «У салонах краси не варто пропонувати цукерки у вазочці та давати каву у скляному посуді. Це шлях інфікування».

О ситуации с заболеваемостью COVID-19 на Львовщине, о работе парикмахерских, о прогнозах на ближайшее время и больных в инфекционной больнице рассказывает корреспонденту «ВЗ» главный эпидемиолог Львовщины, врач-инфекционист Наталья Тимко.

 Наталія Тімко: «У салонах краси не варто пропонувати цукерки у вазочці та давати каву у скляному посуді. Це шлях інфікування». — Прежде всего, какова сейчас ситуация в области с заболеваемостью COVID-19?

— За последние сутки нет новых 50 человек с подтвержденным диагнозом. Самая большая цифра последней недели за день — 65 новых случаев за сутки.

— Ситуация не улучшается?

— В области заболеваемость увеличивается. В среднем за день лаборатории делают 313 тестов, на выходные эта цифра немного меньше — 190-220.

Люди безопасные, игнорируют карантин, а это все очень серьезно. Несмотря на то, как мамочки с колясками сидят на лавочках во дворе и открыто контактируют между собой, если хотя бы одна из них выделяет вирус, то все, кто на лавочке, уже пораженные. Львов ушел на карантин тогда, когда случаев заболевания было один или два на весь город. Сейчас прирост — 50 за последние сутки, уровень опасности значительно выше. Благодаря тому, что вовремя были приняты карантинные меры, мы не повторили сценария Испании, Италии, США. Важно сейчас не потерять контроля над ситуацией.

 Наталія Тімко: «У салонах краси не варто пропонувати цукерки у вазочці та давати каву у скляному посуді. Це шлях інфікування».

— У людей с подтвержденным положительным диагнозом на коронавірусну инфекцию классические симптомы: повышенная температура и кашель? Или есть нюансы?

— Нет, есть люди, которые получают положительный результат и не имеют вообще никаких симптомов. Есть много тех, которые имеют аносмію — потерю запаха и вкуса. Таких носителей этого вируса больше всего. Есть и такие, у кого болезнь начинается с потери запаха и вкуса, а затем появляется одышка и другие неприятные ощущения: кому-то кажется, что давит в груди, другие имеют такие ощущения, будто на себе что-то тяжелое держат, кто-то жалуется, что не может вдохнуть на полную грудь… Таких людей много. Но наиболее опасными являются те, кто думает, что здоров, ходит на работу, встречается с людьми и таким образом подвергает опасности большое количество людей, потому что является бессимптомным носителем вируса.

 Наталія Тімко: «У салонах краси не варто пропонувати цукерки у вазочці та давати каву у скляному посуді. Це шлях інфікування».

— Начали работать парикмахерской. Там также могут быть бессимптомные носители вируса?

— Если парикмахер выделяет коронавирус, хотя сам об этом не знает, то не поможет даже маска на его лице. Если маска будет отставать от носа или пропускать воздух под подбородком, а парикмахер находится, если стрижет человека, на расстоянии ближе одного метра от клиента, то для человека, которую подстригают, это может представлять угрозу. Поэтому человек, который идет в парикмахерскую, должна позаботиться о том, чтобы иметь плотно прилегающую маску. Пока что не предусмотрено проверять состояние здоровья парикмахеров. В парикмахерской, конечно, должно быть расстояние между креслами. Если обычно в зале работало 5-6 мастеров, теперь должно быть вдвое меньше. Пропускная способность между людьми должна быть такая, чтобы после каждого посетителя можно было провести влажную уборку с использованием дезсредств. Чтобы подействовал дезсредство, должно пройти время, поэтому стоит между клиентами делать «окно» хотя бы на 15 минут, чтобы проветрить и убрать помещения. и чтобы люди, которые выходят, не встретились с теми, кто приходит. Минимизировать контакты.

— Говорят, опасные кондиционеры, ибо собирают на себя вирусы, микробы. Поэтому когда работают, то это все начинает циркулировать в закрытом помещении…

— Кондиционеры надо правильно эксплуатировать, периодически чистить, менять фильтры. Нет общих рекомендаций не включать или избавляться от кондиционеров с целью профилактики коронавирус. Главное — чаще проветривать помещение.

Перед началом рабочего дня всем работникам следует померить температуру. Если у кого-то она повышенная, такого человека отстранить от работы и контактов с людьми. Если еще есть кашель, насморк и другие симптомы, понятно, такой человек работать не может. Если дома, например, у парикмахера больной человек, имеет признаки ОРВИ, парикмахер тоже не должна выходить на работу. При входе в салон красоты должен быть размещен дозатор с антисептиком, желательно с концентрацией спирта не ниже 60 градусов. Обязательно дозатор, а не лить на руки, — минимизировать контакты с поверхностью. Не должно быть зоны ожидания, т. е. записывать клиентов надо таким образом, чтобы люди между собой не встречались. За исключением: если привели стричься ребенка, то папа или мама (одно лицо!) могут подождать. Надо организовать работу так, чтобы работники контактировали между собой как можно меньше: чай и кофе на кухне стоит пить по одному, чтобы не было скопления людей.

— Сколько может быть одновременно людей в салоне?

— Все зависит от площади помещения. На 10 кв. м. — одно лицо.

Между креслами клиентов должно быть минимум два метра.

— Если вы пойдете в парикмахерскую, как к этому будете готовиться?

— Пойду в респираторе. Костюм защитный впитывать не буду (смеется — Авт.), но респиратор — обязательно. Хотя в ближайшее время в парикмахерскую не пойду. Стоит еще подождать. Но если большой просторный салон, в котором регулярно проветривают, ночью включают кварцевую лампу, работает один или два человека из парикмахеров, персонал в масках или респираторах, всех средств безопасности соблюдаются, то, возможно, в такой салон можно пойти. Если же это закоулок, как бывшая однокомнатная квартира, то не рекомендую. Чем выше потолок, тем лучше вентиляция воздуха. Открытые окна — меньший риск инфицирования при условии, что парикмахер, который обслуживает, здоровый.

— А через расчески, фены, щетки для волос вирус не передается?

— Нет, если клиент не кашлял на щетку или расческу. Все средства для работы следует дезинфицировать, как это делают в парикмахерских и салонах красоты. Большую опасность представляют поверхности, к которым клиент может прикасаться. Никаких журналов и кофе-чая для клиента. Даже конфеты в вазочках не стоит предлагать, ибо один человек прикоснется к конфетам, потом другая розгортатиме обертку, к которой уже кто-то прикасался. Вроде мелочь, но это — путь передачи вируса. Разумеется, чай клиенту — в одноразовой посуде, а не в чашках из салона, которые моют. Ручки дверные — дезинфицировать после каждого клиента, чтобы минимизировать риски инфицирования. В туалете — бумажные полотенца, одноразовые мыло или жидкое с дозатором.

— Парикмахерские должны пройти какие-то учения, как все правильно делать, чтобы никого не заразить в условиях карантина?

— Для владельцев парикмахерских написаны инструкции. Стоит их распечатать.

— Когда-то проверяли, выполняют все требования санэпидемслужбы парикмахерской. А теперь как?

— В условиях карантина никто никого не будет проверять, поэтому все на совести работников, владельцев салонов, администраторов и ответственности клиентов.

— В областной клинической инфекционной больнице сейчас находятся очень тяжелые больные COVID-19?

— Реанимация рассчитана на шесть коек, а имеем десять больных. Дополнительно развернули еще четыре кровати. Более десяти больных наша реанимация не примет. Это люди в критических состояниях. Есть другие больные в тяжелых состояниях, которые лечатся в отделениях больницы. Их всего 22 пациентов. Все они с атипичными пневмониями — осложнением коронавірусної инфекции.

Фото Натальи Тимко

По материалам: Высокий Замок