Каждой весной в Украине, кроме фруктовых деревьев, высаживают миллионы саженцев новых лесов.
Не станет исключением этот год, что за пандемии резко изменил нашу привычную жизнь. Вирус, который стриножив планету, — не вечен, надо думать и о завтрашнем дне. В том числе об окружающей среде, о родной природе, которая вместе с материальными благами дает нам здоровье, силы, вдохновение. Еще перед карантином корреспондент «Высокого Замка» побывал там, где давали жизнь новому лесу.
Мы — в урочище Высокая Гора Нараївського лесничества, входящего в госпредприятия «Бережанское лесоохотничье хозяйство». До недавнего времени здесь росли малоценные, по меркам лесников, береза, граб, ольха. Пришло время использовать эту древесину по назначению, а на ее место поселить более производительную лиственницу. С нее, говорят столяры и строители, получается хороший материал. И растет она значительно быстрее — «спелости» достигнет 40 лет (дубовые, скажем, надо «взрослеть» 100 лет). Да и кислорода это хвойное дереве дает значительно больше, чем береза.
Определенную лесоводами участок площадью пол гектара зачистили этой зимы — профессиональным языком, провели плановое сплошное вырубка. Убрали участок от веток, трактором со специальным плугом нарезали борозды, и в начале весны с помощью самодельных лопат-мечей через каждый метр посадили хрупкие стебельки лиственницы. На 50 аров ушло 1800 штук посадочного материала. Вырастили его в двух теплицах, которые лесничество имеет в урочище Гута. Лиственница — очень капризная культура. В отличие от других лесных соседей, в открытом грунте сама не вырастет — надо лелеять ее под пленкой, дать тепло, обеспечить поливом. Лишь со временем ее пересадят для самостоятельной жизни. Как это сделали недавно на наших глазах. К слову, сажать новую культуру на месте сплошной вырубки должны были в следующем году. Но благоприятная погода дала возможность взяться за посадки этой весны. Поэтому новый лес появится на год быстрее…
Одной лишь высадкой лиственницы миссия работников леса не ограничится. В течение года саженцы нужно будет не менее трех раз обкосить ручными косами — иначе их заглушат сорняки и вездесущий ежевичник. В следующем сезоне эту процедуру надо будет провести еще дважды. На третий год лиственница без посторонней помощи давать себе совет.
«На другом нашем участке лиственница-трирічка уже выше меня», — удовлетворенно говорит молодой лесник Петр. И с благодарностью отзывается о безотказных людей из ближних сел, которые помогают выращивать лес.
Кроме лиственницы (в прошлом году ею засадили другую освободившийся участок площадью 0,7 га), посадили обычный и красный дуб. Осенью для будущих посадок собирали желуди, а также семена клена, ели, других культур… Петр Игоревич рассказывает о другой стороне жизни леса. С тревогой отмечает, что в последние времена начали усыхать ясени — хотя влаги у земли вроде хватает. С радостью отмечает, что в его угодьях вдоволь всякого зверья — особенно косуль (одно такое стадо попалось нам на обратном пути). А вот диких кабанов почему-то существенно поубавилось.
Напоследок мы задали господину Петру вопрос, который часто слышим от популистов, которые выдают себя за ярых экологов. Имею в виду их упреки относительно «массового истребления лесов».
Деятельность лесоводов плановая, регламентирована. Если вовремя не срезать «спелый» лес, он зісохне, струхлявіє, его уничтожат вредители — то есть пропадет зря, — отвечает господин Петр. — А надо распорядиться им разумно. Выращивание леса можно сравнить с выращиванием зерновых. Мы его сажаем, ухаживаем, а когда «созреет» — собираем «урожай» и отправляем для народнохозяйственных нужд. Освобожденным участкам не даем превратиться в заросли. На место срезанного сразу сажаем новый лес — чтобы им могли воспользоваться последующие поколения.
По материалам: Высокий Замок