Лариса Петракова, который 39 лет работает гримером-постижером в Театре имени Марии Заньковецкой, рассказала о тайнах профессии  «Перш ніж виготовити вуса або бороду з натурального волосся, його… відварюю»

Как-то наблюдала, как заньківчанину Степану Глові перед спектаклем «Мазепа» госпожа Лариса наложила старческий грим. «В гримерно-постижерний цех пришел молодым — вышел оттуда мужчиной в летах», — пошутил актер. Другим вместе красивую актрису Юлию Михайлюк-Коржук превратила в безобразную Проню Прокоповну из спектакля «За двумя зайцами». За годы работы в театре Лариса создала актерам около двухсот художественных образов. Говорит: чтобы подобрать удачный портретный образ, подчеркнуть черты характера, образованность персонажей, ей необходимо знать не только сюжет спектакля, но и уметь воспроизвести прически разных исторических эпох и народов. Над образами, которые видим на сцене, работают не только артисты, режиссеры, художники-постановщики, но и осветители, костюмеры, гримеры-постижеры.

Госпожа Лариса знакомит меня с гримерно-постижерним цехом. Он скорее похож на музей постижерських изделий. В огромных стеклянных шкафах — множество париков, кос, шиньонов, локонов разной длины и оттенков (от золотистого, ярко-рыжего до смолисто-черного). Одни из натуральных волос, другие — из искусственного.

Обращаю внимание на светловолосую парик с диадемой, аккуратно разложенная на подставке. Моя собеседница говорит: народная артистка Украины Таисия Литвиненко одевает ее лишь для роли Екатерины И И в спектакле «Рождественская ночь». Изготавливали парик специально для госпожи Таисии.

Лариса Петракова выдвигает огромную ящик. В ней — несколько небольших ячеек. В каждой — усы, бороды, брови, на бумажной ленте — надпись с названием спектаклей, для которых предназначены постижерські изделия. В цехе работают три гримеры-постижеры: кроме Ларисы Петракової, София Франчук (начальник цеха) и Татьяна Маланчук. На работу женщины приходят задолго до начала спектакля или репетиции. Прежде всего необходимо подготовить наклейки: усы, бороды, брови почистить от клея, причесать. А еще — постирать парики из натуральных волос, сделать новые пастижерські изделия.

— Прежде чем изготовить усы или бороду из натуральных волос для спектакля, минут двадцать его отвариваю, просушиваю, рыхлю и расчесываю, — говорит женщина. — Профессиональным языком — готовлю крепе.

Чтобы я имела представление, как делаются постижерські изделия, Лариса Петракова вырезает из бумаги форму под усы, наклеивает на деревянную болванку, которая имеет вид человеческой головы, сверху накладывает тонкую ткань-сеточку. С помощью гримерного гачечка набивает на нее по одной или несколько волосков. Сбоку наблюдаешь: как будто вышивает. Потом приглаживает, придает изделию форму. Полчаса — и усы готовы. Работа тонкая и кропотливая, требует усидчивости и терпения.

Постижеры часто работают по эскизам художников-постановщиков, которые определяют внешность актера.

— Роль Прони в спектакле «За двумя зайцами», например, играют две актрисы: Инна Калинюк и Юлия Михайлюк-Коржук, — продолжает Лариса. — Это два разные образы. София Франчук делает прически актрисам, я помогаю гримировать. Помню, перед детским спектаклем «Ивасик-Телесик» актерам Игорю Гавриліву и Олегу Сікиринському мы создавали … женский образ. Ведь в этой сказке в двух составах они играли роль Леночки – змеючки. Только актер загримується, оденет костюм, парик — уже чувствует себя в роли. От удачного внешнего образа — внутреннего перевоплощения. Бывало, перед премьерой продумываешь все до деталей. Сыграет актер премьеру, смотришь: не такая парик ему нужна. На вторую спектакль ее меняем.

Женщина вспоминает: в Одесском театрально-художественном училище, в котором она училась на гримера, предупреждали: «В театре, Лариса, будешь переучиваться». Говорит: теория действительно отличается от практики. В училище, например, не учили в волосы вплетать косы. Кажется, мелочь — на самом же деле не так легко. Этому искусству научился в театре.

Бывали и курьезы. У одной актрисы были короткие волосы, а по роли ей надо было иметь косу. Представьте: спектакль, в зале — аншлаг. Вдруг вплетена в ее волосы коса на сцене начала сползать. Актриса, к счастью, не растерялась: косу сползала, прижала огромным платком, которую имела на плечах. Поэтому, чтобы избежать курьезов, во время спектаклей гримеры-постижеры частенько подстраховываю актеров за кулисами сцены.

Когда я уже выходила из гримерно-постижерного цеха, на стене заметила старушки-престаренькі парики. Что это? Оказывается, их одевали еще корифеи театра, известные актеры Борис Романицкий, Василий Яременко, Богдан Кох, Александр Гринько, Богдан Анткив. Их парики стали художественными экспонатами. Еще бывший художник-гример театра Всеволод Карлин оставил в наследство огромный альбом с фотографиями известных актеров-заньковчан 1950-80 годов в разных образах, с разных спектаклей украинской и мировой драматургии. Фотоальбом и древние парики работники гримерно-постижерного цеха берегут как реликвии и память о корифеях заньківчанського театра.

По материалам: Высокий Замок