Этот человек — достойный пример для многих. Григорий Обушко из села Сильного Киверцовского района сам воспитывает двоих детей, мальчика и девочку. Те остались сиротами после смерти мамы, которая ушла из жизни пять лет назад на Пасху. Как сегодня живет эта семья?
Старенькая хижина встречает нас чистыми окнами и выбеленными стенами. Дома пахнет борщом, стоящая на плите. Хозяин именно ставит тарелки на стол. Объясняет, вот-вот из школы должны были вернуться дети.
— Я каждое утро встаю где-то в пять, чтобы все успеть, — рассказывает мужчина. — Надо же детям завтрак дать, в школу их собрать, все приготовить.
Григорий Иванович привык трудиться. Рассказывает, вырос в селе Трояновке Маневицкого района. Окончил девять классов, и отправился на работы. Не чурался никакого хлеба: трудился на свекле на Полтавщине, на стройке в Винницкой области, дома на колхозной ферме, в лесничестве, кочегаром в школе… Когда заходит разговор про покойную женщину Наталью, смущается. Чувствуется, и любовь до сих пор дрожит в сердце.
— Она сама отсюда, из Сильного. А тогда жила в Трояновке со своим мужем, — опустив глаза, рассказывает. — У них было двое детей, когда мы познакомились. И закрутилось…
Шли годы. По-всякому складывались отношения Григория и Натальи. Но официально женщина со своим законным мужем не разводилась. За это время она родила еще двух деток, Мальчика и Ирочку. Когда внезапно сама отдала Богу душу, глядеть, кроме Григория, их стало некому…
Поморочився человек с документами, пока добился права оформить на себя опекунство Наталиних самых маленьких сына и дочку! Сейчас мужчина, согласно бумагам, именуемое опекуном. И дети его называют папой. Как только они переступили порог дома, возвращаясь со школы, звонкими голосочками друг поперед друга начали его именно так звать. А он уже поспешил навстречу — помогать раздеться, показать, где приготовил домашнюю одежду. Помогает положить школьные сумки, подает полотенце, чтобы вытерли помытые руки, сажает за стол, пододвигает лучшие куски хлеба и большие куски мяса.
— Как вам с Григорием Ивановичем живется? — спрашиваю детей.
Оглянулись. Ловлю себя на мысли, что дети сразу и не поняли, о ком речь.
— С папой? — переспросила Иринка. — Супер. Он у нас лучший. И все в нас лучшее.
Дети наперебой рассказывают, кто какие обязанности имеет дома и чем занимается их папа, что им готовит и что покупает. Немножко стесняются, когда замечаю, что они мало помогают. Обещают стараться больше.
Тем временем, как бы между прочим, выпрашивают у папы какое-то варенье к хлебу. Он идет в кладовку и несет оттуда рубинового цвета банка.
— Малина. Лесная. Сам варил, — говорит, открывая.
Спрашиваю, что еще хозяин на зиму закручивает. И он приглашает в кладовую, чтобы сами увидели. От ассортимента на полках глаза разбегаются: нескольких видов грибы, всякие варенья и компоты, маринованные помидоры, соленые огурцы и капуста, различные салаты, сало, паштеты, тушенки, колбаски… Я половины того делать сама не умею. А эти мужские руки творят чудеса! Понимаю: чтобы перезимовать не голодными, Григорий Иванович пашет на огороде от весны до осени, сам выращивает картофель и все другие овощи, держит поросят.
— Конечно, дети скучают за мамой. Хоть годы идут, и они все реже о ней вспоминают. Думаете, не понимаю, что ее не заменю? Но спросите хоть кого — каждый вам скажет: дети для меня все!
Волынская область
По материалам: Высокий Замок