Новый собственник помещения предложил жильцам взять свою же квартиру в аренду
Ольга Фарбей из Бориспольского района Киевщины осталась без трехкомнатной квартиры… потребительский кредит на мобильный телефон. Ее знакомый, воспользовавшись документами Ольги, приобрел в кредит мобильный телефон еще в 2006 году. Стоимость мобильного — 3100 грн. Кредит не выплатил. С того времени сумма долга выросла до 40 тысяч гривен!
Печерский райсуд Киева 2014 года обязал женщину выплатить долг, хотя о задолженности и суд женщина даже не знала. То есть решение суда было заочным. Когда потерпевшая подала в суд иск о пересмотре дела и отмене электронных торгов (через которые в квартиру Ольги и продали), служители Фемиды решили, что суд забрал квартиру законно. О судебных перипетиях и ущербное украинское законодательство Ольга Фарбей рассказала журналисту «Главпост».
«Я передала свои документы знакомому, — вспоминает Ольга события, со времени которых прошло более десяти лет. — Александр сказал, за то, что не имеет постоянного места работы, ему не дают кредит. Потом я закрутилась… У меня был тяжелый год, отец умер. С работой были проблемы. Декрет. О кредите я забыла… 2017-го мне позвонили из исполнительной службы и спросили мои банковские реквизиты, чтобы перечислить деньги, которые остались от продажи моей квартиры. Подумала, это какая-то ошибка. Когда приехала, дали мне ознакомиться с делом».
Как выяснила Ольга Фарбей, ее знакомый долг по кредиту не платил. «ПриватБанк» подал иск на женщину как на злостную должницу (писем с финансового учреждения о том, что задолженность по кредиту никто не платит, женщина не получала). «Я узнала, что повестки из суда приходили на адрес, по которому я зарегистрирована, — продолжает Ольга Фарбей. — Это квартира моей мамы в Печерском районе Киева. В этой квартире никто не живет. Мама бывает там лишь изредка. Почту никто не забирал. Вместо того, чтобы хоть раз мне позвонить (мои контакты были указаны в кредитном договоре), банк подал в суд. Когда решение суда вступило в силу, его получили исполнители. И продали мою квартиру на электронных торгах».
Квартиру Ольги Фарбей оценили в 800 тысяч гривен (хотя реальная ее цена около миллиона грн.). А продали на электронных торгах по… 500 тысяч! «Мы подали иск к Бориспольского городского межрайонного суда, — говорит Ольга Фарбей. — На „ПриватБанк“, исполнительную службу, в частности, об отмене торгов (исполнительная служба признала, что письма, которые они отправляли Ольге, возвращались. — Авт.). Судья Виталий Журавский стал на сторону Юрия Мельника из Умани, который приобрел мою квартиру на электронных торгах. Мы подали апелляцию в Бориспольского межрайонного суда Киевской области. Рассматривал дело судья Евгений Борец. Он якобы вошел в наше положение. А потом вдруг вынес неожиданное решение. Отказал нам в исковых требованиях…».
Ольга рассказывает, что апелляционный суд затягивал с выдачей скандального решения. А тем временем Юрий Мельник предложил Ольге Фарбей взять собственное жилье в… аренду. «Перезвонил и говорит: «Давайте решать вопрос мирно. Мы подпишем соглашение об аренде жилья…». Я ему говорю: «Вы нормальный? Это моя единственная квартира. Я в Киеве жилье продала, а в Борисполе купила. Не собираюсь без боя отдавать свою квартиру!».
Со слов Ольги, в 2017 году новоиспеченный «владелец» пытался незаконно попасть в квартиру семьи Фарбеїв. В этой трехкомнатной квартире Ольга живет с мужчиной на 11-летней дочкой. Так же «владелец» втихаря подал иск в суд о возмещении ему убытков на сумму 11 тысяч грн. (о этот иск женщина узнала случайно, когда пыталась забрать решение апелляционного суда). «Судебного решения о его вселении нет, — говорит Ольга. — Я вызвала полицию и его не впустила. Также на квартиру наложен арест, чтобы ее не продали или не сдали в аренду».
Ольга говорит, постоянные суды — большие финансовые затраты. Подача одного иска обошлась ей в семь тысяч грн. «Деньги на новый суд пришлось одалживать у родных и друзей, — говорит женщина. — Сейчас мы подали очередную апелляцию… Кому из политиков я только не писала, но никто не реагирует».
А старый знакомый Ольги, который и втянул ее в кредитные долги, уехал за границу. Его след пропал… И как не крути, выгребать из этой ситуации Ольга Фарбей должен собственными силами. Иначе есть шанс остаться без крыши над головой…
Комментарии для «Главпост»Александр САВЧУК, адвокат Ольги Фарбей
Исполнители не пытались найти Ольгу, чтобы уведомить ее об этой ситуации. Хотя она все время проживала в той квартире, которую они решили продать. Непонятная ситуация с оценщиком квартиры, которого семья в глаза не видела. Исполнители за долг 39 тысяч грн. продали квартиру, которая стоит около миллиона! И только что квартиру выставили на продажу, сразу нашелся покупатель, который ни разу не был в этой квартире. Известно, что есть фирмы, которые скупают на электронных торгах недвижимость, несмотря на риски, — чтобы потом их продавать или сдавать в аренду.
Печерский райсуд о пересмотре дела мы выиграли. Ольгу не сообщили об этой ситуации. Кроме того, с того времени, как стало известно, что она не выплачивает кредит, прошло более десяти лет. А срок исковой давности — три года. Суд удовлетворил наш иск и отказал «ПриватБанку» в взыскании долга. Но иск об отмене торгов суд не удовлетворил. Мы будем подавать апелляцию на Бориспольский райсуд. В законодательстве есть норма: имущество невозможно истребовать обратно, если его продали через суд. Но если такое решение отменили или признали незаконным, это означает, что имущество забрали у владельца помимо его воли. И такое имущество может быть истребовано у нового собственника (в нашем случае это человек, купивший квартиру Ольги Фарбей на торгах). Верховный суд в своей практике подобные дела.
Глеб СЕГИДА, управляющий партнер юридической фирмы Pravovest
В Законе «О потребительском кредитовании» зафиксировано, что сумма штрафов и пени не может превышать 50% суммы кредита. Стоит учитывать и срок иска — у кредитора есть только год, чтобы заявить свои права на взыскание штрафных санкций.
Должник должен был получать официальные уведомления от банка в отношении величины задолженности и требований об уплате. Только потом банк мог обратиться в суд (если это было предусмотрено договором, там могла быть норма и об арбитраже). Само судебное разбирательство может происходить без присутствия одной из сторон — это законно.
Если суд решил взыскать с должника деньги, то сначала накладывается арест на счета человека. Если там ничего нет — обращается взыскание на движимое имущество. И лишь в последнюю очередь — недвижимость и жилье. При этом человека нельзя просто выставить на улицу. Если у нее нет другого жилья, кредитор должен его предоставить, и такое жилье должно соответствовать минимальным требованиям, в соответствии с законодательством.
Скорее всего, такую продажу можно будет оспорить в суде.
Чтобы не попасть в неприятности, нужно читать договор, все пункты, и требовать график платежей, где реально будет видно переплату. Банки уже не злоупотребляют мелким шрифтом и отсутствием графика, а вот «быстрые» кредиты онлайн или в мафах на улице легко заманивают людей — «низкими» ставками и простотой оформления. Поэтому никогда не соблазняйтесь на рекламу, надо требовать, чтобы были указаны все условия кредитования! Прийти домой, подумать, и только потом оформить кредит.
По материалам: Высокий Замок