Заслуженные артисты Юлия и Николай Козыревы говорят: между львом и человеком завязывается дружба, чего не скажешь про тигра
25 лет дрессировщики Национального цирка Украины, супруги Юлия и Николай Козыревы, работают с хищниками.
Цt сейчас Юлия и Николай смело заходят в вольеры с хищниками, танцуют с ними на арене перед зрителями, целуют их, обнимают. А 25 лет назад понятия не имели, что выберут профессию, которая входит в пятерку самых опасных в мире.
В начале 1990-х Николай Козырев пришел из армии. Нужно было устроиться на работу. Как-то проходил мимо цирка и увидел объявление: «Требуются униформисты» (работники, обслуживающие арену во время представлений и репетиций). В цирке познакомился с народным артистом Украины, дрессировщиком с мировым именем Владимиром Шевченко. Он как раз готовил аттракцион «Тигры на лошадях» и предложил Николаю ухаживать его гнедых.
— Помню, купаю коня, а сотрудники мне говорят: «Николай, ты еще тигров имеешь ухаживать. Разве не знаешь?». «Никогда!» — сказал как отрезал. Проходит день, два… Работники цирка просят меня то метлу принести, то ведро. «Где это все?». «Возле вольеров с тиграми», — слышу в ответ. Иду в то помещение, а душа в пятки. Смотрю, один работник оттуда выходит цел и невредим, второй… И начал бороться со своим страхом.
Десять лет у Владимира Шевченко Николай работал тренером-дрессировщиком. Готовил животных для выхода на арену: кормил, ухаживал, убирал за ними, крошечных животных приручал, нянчил. Ведь у хищников, как и у людей, есть детство, отрочество, юность. В спектаклях исполняют трюки примерно с трехлетнего возраста.
…С Юлей Николай познакомился, когда у Владимира Шевченко работал ассистентом. Как-то уехал с цирком на гастроли в Краснодар. Зашел с друзьями в кафе пообедать и обратил внимание на красивую девушку за соседним столиком. Познакомились, начали встречаться. А когда гастроли заканчивались, понял: расставаться с красавицей не хочется. Еще и к животным трогательно относится. Предложил Юле руку и сердце и вместе переехали в Киев.
Николай и Юлия Козыревы называют Людмилу и Владимира Шевченко своими крестными родителями. Шевченко передали им свой аттракцион. Сейчас супруги работают со львами, львицами, уссурийскими и бенгальскими тиграми, редким видом хищника — белым тигром.
— Правда, что львы, в отличие от тигров, могут защитить дрессировщика?
— Да, могут, — говорит Николай. — По психотипу эти хищники совершенно разные. Тигр — большая кошка, которая «гуляет сама собой», эгоист высшей пробы. Если на его территории появляется конкурент, тигр его выгонит или уничтожит. Он может хорошо отрабатывать номер, и когда подойдешь к нему слишком близко и повернешься спиной, у тигра срабатывает инстинкт.
У львов — другая «психология». Они живут и охотятся семьями. Мой учитель говорил, что у львов психология как у собаки: в их стае есть самка-лидер, няньки, мамки… Львица даже чужое дитя может выкормить. Поэтому между львом и человеком завязывается дружба, чего не скажешь про тигра.
— Как-то в Национальный цирк Украины позвонили из гостиницы для животных. «Приедьте и заберите у нас львенок. Живет у нас месяц. „Съело“ весь наш финансовый бюджет», — вспоминает Николай. — Выяснилось, иностранцы оставили животинку в отеле на три дня. Прошел месяц, а львенка никто не забирает. Сумма, которую мужчины заплатили за содержание животного, давно закончилась. Приезжаем, а львенок так раскормили, что было похоже на коробочку, куб. Так его и назвали — Кубиком.
— Кубик болел рахитом, не мог встать на лапки, — продолжает Юлия. — Начали его лечить, кололи витамины. Мне говорили, что львенок не выживет, что не стоит мучить ни себя, ни животные. Но мы боролись за его жизнь, заново учили ходить. Вернули животное с того света. Когда Кубик выздоровел и стал цирковым артистом, были ситуации, когда соскакивал с места и закрывал меня собой, чтобы на меня не бросились другие животные. Кубик — один из наших любимцев. Эмблема Национального цирка Украины. Сейчас ему — 15 лет. По человеческим меркам, «пенсионер».
Со зрительских трибун жизнь цирковых артистов кажется сплошным праздником: яркие костюмы, зажигательная музыка, улыбки, аплодисменты. На самом деле — это утомительные будни, гастроли, переезды, бессонные ночи.
«У каждого животного — свой характер, — продолжает Николай. — Полуторагодовалом Арни первые пять спектаклей было интересно разглядывать зрителей на трибунах и воздушные шарики, и лишь на шестой спектакле включился в работу. Есть у меня львица, которая к тиграм относится спокойно, но ни за что не потерпит, чтобы с ней на арене работала еще одна львица. Это же ее конкурентка! Есть тигрица, которая любит… целоваться, и я смело целую ее на арене. Юля в аттракционе танцует с другой тигрицей. Когда становлюсь в пляс с диким животным, со зрительских трибун это кажется легко и забавно, а в моей крови столько адреналина… Ведь хищник ставит лапы мне на плечи. Одно неверное движение — и может вп’ястися когтями в шею. Дрессировщик должен продумывать каждое движение».
По материалам: Высокий Замок