По результатам исследований аналитическо-консультативной компании Gallup, проведенных в 2018 году, только 9% украинцев доверяют власти.

Это самый низкий показатель среди всех стран мира! Если говорить о государственных институтах, то меньше всего, граждане Украины, доверяют правоохранительной системе. Это, фактически, свидетельство несостоятельности власти, которая 5 лет назад провозгласила правоохранительную и судебную реформу, а также «крестовый поход» против коррупции.

И хотя под давлением общественных активистов и международных партнеров, парламент принял ряд антикоррупционных законов и создал новые антикоррупционные органы (НАБУ, НАПК, ГБР, САП, Антикоррупционный суд), результаты их работы пока неутешительны.

При этом, с целью предотвращения возможных злоупотреблений, законодательством предусмотрено функционирование органов независимого контроля за деятельностью антикоррупционных органов — Советов общественного контроля.

Один из таких советов — Совет общественного контроля при Государственном бюро расследований (СОК при ГБР), выступил с острой критикой деятельности руководителя этого ведомства — директора Бюро Романа Трубы. Как отметил Председатель Совета Максим Болдин, обоснованная критика в адрес Р. Трубы, относительно невыполнения им требований Закона о Государственном бюро расследований, звучала не раз, и это отражено в протоколах Заседания Совета, которые находятся в открытом доступе на сайте ГБР.

В частности, Р. Труба так и не создал Дисциплинарную комиссию (3 члена которой из 5 должны быть членами СОК) — единственный орган, имеющий право привлекать работников Бюро к дисциплинарной ответственности. Об этом сообщает From-UA.

Вместо реагирования на критику и приведение деятельности Бюро в соответствие с требованиями законодательства, Р. Труба решил отомстить членам Совета и «протащил» через Кабмин новую редакцию Положения о Совете общественного контроля и порядка ее формирования (принятую без обсуждения с общественностью!), которая фактически позволяет Директору ГБР получить контроль над деятельностью Совета и иметь возможность в любой момент избавиться от «неугодных». При этом, новая редакция Порядка формирования Совета, предусматривающая интернет-голосование, позволяет голосовать за состав Совета гражданам других государств, в том числе и гражданам государства-агрессора.

Учитывая указанные обстоятельства, член Совета Ярослав Романенко обжаловал решение Кабмина в Окружном административном суде г. Киева. И 12 апреля, до рассмотрения дела по сути, Суд запретил ГБР формировать новый состав Совета общественного контроля.

18 апреля СОК провела открытое заседание, на котором указала на незаконность решения директора ГБР Романа Трубы о проведении конкурса по формированию нового состава Совета общественного контроля и прекращения полномочий ее действующего состава.

В частности, члены Совета высказали позицию, что прекращение полномочий действующего состава Совета директором ГБР якобы по истечении срока, на который состав был избран (хотя бюро фактически начало свою работу только с ноября 2018 года, а значит с этого времени следует начинать и отсчет полномочий СОК) и формирование нового состава, путем электронного голосования, позволит Р. Трубе управлять Советом единолично, в ручном режиме.

Также, члены СОК поставили вопрос о неправомерности публикации Р. Трубой отчета о деятельности ГБР за 2018 год без негативных выводов к нему, утвержденных Советом 26 марта с.г.

По результатам заседания, члены Совета приняли решение обратиться к СНБО, ГПУ, Кабмину, Верховной Раде Украины, Президенту Украины и европейским организациям с изложением фактов противоправной деятельности Р. Трубы, которые привели к многочисленным нарушениям в работе Государственного бюро расследований и поставили под сомнение эффективность деятельности этого органа.