Соцопрос относительно электоральных настроений заказывают преимущественно политики двух категорий: те, что имеют наибольшие шансы на победу, и те, что начинают собственный политический проект, — им на самом старте нужно создать впечатление серьезной общественной поддержки, найти спонсоров, — рассказывает в комментарии газете Экспресс политолог Дмитрий Бачевский. — В предвыборный период это может стоить десятки тысяч долларов, если речь идет о солидной компании с многолетней репутацией.

Чтобы фейкове опрос представлялось достоверным, его проводят по всем правилам: с реальными интервьюерами, анкетами. Впрочем, никто не мешает компании опросить, например, 10 тысяч респондентов, а затем изъять “лишние” анкеты и оставить те, что демонстрируют нужный результат. А потом объявить, что опросили, к примеру, только пять тысяч респондентов. Разоблачить фальсификацию в таком случае невозможно — все анкеты, если их проверить, реальные.

Еще могут проводить опрос с сотней респондентов, а потом просто увеличить результаты таким образом, будто выборка была шире. Бывает, что используют анкеты из предыдущих опросов и перерабатывают так, чтобы иметь нужный результат”.

“Общеукраинский опрос по стандартной выборке стоит от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов, — добавляет Михаил Басараб, кандидат политических наук. — Все зависит от задач, размера анкеты, вопросам, которые исследуют, величины выборки”.

“Иногда псевдосоциологи подают опроса малой группы людей как всеукраинское, — говорит Андрей Быченко, директор социологической службы Центра Разумкова. — Это делают целенаправленно, чтобы получить нужные результаты для определенных заказчиков, которые ориентируются именно на избирателей малых городов и сел. Время такие исследования проводят, чтобы повысить рейтинг партии или кандидата, чтобы привлечь к избирательной кампании спонсоров. Мол, смотрите — кандидат проходной, можно в него инвестировать”.

По материалам: Экспресс