А. Новак: «Свои сверхприбыли «Нафтогаз» получает от оплаченных нами тарифов»

Новому правительству Украины пока не удается преодолеть тенденцию углубляющейся из года в год бедности населения. По сути, Кабмин Гончарука мало чем отличается от Кабмина Гройсмана, судя по принятому бюджету на 2020 год. Цены и тарифы у нас продолжают расти, в отличие от зарплат и пенсий. О нынешней экономической ситуации в Украине и ее самых болезненных точках корреспонденту ГолосUA рассказал экономист Андрей Новак.

– Андрей Яремович, почему у нас рост цен «прикрывают» требованиями Международного валютного фонда?

– Наши политики привыкли прикрывать всё требованиями МВФ. Схемы с лесом-кругляком, схемы с ценами на газ прикрываются сегодня требованиями МВФ. Но МВФ, как финансовая организация, не имеет никакого отношения к формированию цен в Украине на товары, в том числе и на газ. МВФ требует только сбалансированного государственного бюджета Украины, и все. Цены на газ, на любой другой товар Международный валютный фонд не интересуют.

Ответ на вопрос, кто прикрывается схемами – МВФ или украинское правительство, по-моему, ясен.

– Как вы считаете, у нас установлены законные тарифы на газ?

– О незаконности тарифов на газ говорить нельзя, поскольку все они формируются на законодательной базе, постановлениями, решениям Кабинета министров, поэтому всё оформляется юридически правильно. Однако о понятии «экономически обоснованные» тарифы говорить нельзя, потому что у нас нет рынка. На каждом этапе у нас монополисты – добыча газа, его транспортировка до потребителя – на всех этих этапах у нас монополисты. А раз монополисты, то это не является рыночной ценой газа, это монополистическая цена. Поэтому об экономической обоснованности тарифа на газ здесь говорит нельзя при монополистической ситуации.

– У нас нет конкуренции касательно выбора поставщиков услуг…

– Безусловно. Мы, как потребители, не можем выбирать себе сами поставщика либо электроэнергии, либо газа, либо в комплексе поставщика жилищно-коммунальных услуг. Грубо говоря, у нас есть ЖЭК, в частном секторе – ОСББ. Монополиста мы, как потребители, не выбираем. Если нет выбора, это значит, нет конкуренции, нет рынка как такового. Понятием «рынок» у нас только прикрываются, когда просто повышают цены и тарифы.

– Зеленский ранее дал понять Кабмину, что повышать тарифы нельзя, в противном случае правительство уйдет в отставку…

– Я понимаю желание новоизбранного Президента хотя бы частично выполнять предвыборные обещания, но, согласно полномочиям, Президент не ведет экономическую политику. Ее ведут две институции – правительство и Национальный банк Украины. Поскольку правительство сформировано на базе монобольшинства президентской политической силы в парламенте, то можно сказать, что это президентское правительство. Поэтому не прямо, а опосредованно Президент может и, наверное, оказывает влияние на решения – как минимум, кадровые. Будет ли он выполнять обещание, что отправит правительство в отставку, если оно не выполнит хотя бы частично предвыборных обещаний главы государства, покажет только время. Но я подозреваю, что как только будет подписана новая программа сотрудничества с МВФ, то это будет подано как «велика перемога», и на этом успокоятся. Но не успокоятся украинские потребители, которые вынуждены будут оплачивать эти повышенные тарифы – особенно в отопительный сезон. Для большинства украинцев это будет очень болезненно.

– В коррупционных схемах у нас особенно преуспел НАК «Нафтогаз Украины»…

– «Нафтогаз Украины» – это крупнейшая коррупционная схема, и об этом все знают. Я не один раз говорил, что НАК «Нафтогаз Украины» – это абсолютно ненужный посредник, который ничего не дает Украине, кроме постоянных повышений цен и тарифов с того времени, как «Нафтогаз» существует. У нас по добыче газа есть «Укргаздобыча», по транспортировке газа – «Укртрансгаз», то есть, это компании, которые непосредственно делают энергетику. Есть у нас также облэнерго, облгазы, которые распределяют газ к потребителям. Кто такой «Нафтогаз» и чем он занимается? Он занимается только установлением этих тарифов и отчитывается о своих сверхприбылях. Сверхприбыли идут в «Нафтогаз» только от оплаты нами, потребителями, цен и тарифов. Целью его деятельности, как государственного монополиста, должны быть не сверхприбыли, и в целом – не прибыль. Как государственный монополист, он должен обеспечивать потребителей доступным энергоресурсом. А не работать на собственную прибыль и тем более – на сверхприбыль. Он должен быть неприбыльным.

– Сверхприбыли не должны являться целью деятельности государственных монополистов…

– Безусловно. Сверхприбыли не являются целью деятельности государственного монополиста так же, как целью деятельности не должны быть сверхприбыли, например, Национального банка Украины, поскольку это не коммерческий банк, это регулятор. Например, в тех же Соединенных Штатах Америки, в стране с наиболее эффективной экономической системой, там, во-первых, Центробанк не имеет вообще Федеральной резервной системы. Там в Федеральной резервной системе нет цели – прибыль. У нее вообще нет такой цели. У них главная цель – регулировать курс доллара, денежную массу. У них регуляторная функция, а не функция получения прибыли. А у нас и Национальный банк преследует цель получения прибыли, и государственные монополисты – и Нафтогаз, и Укрзализныця, и Укравтодор. Почему-то у них одна цель – это получение прибыли. Надо определиться – либо монополист, который работает на потребителя, на предоставление доступного товара для потребителя, либо это рынок. Если это рынок, тогда должна произойти ликвидация монополистов. А у нас выходит микс в наихудшей формуле, которую можно только себе представить.

– С приходом нового правительства в Украине никак не изменилась экономическая политика…

– Ситуация с деятельностью нового правительства напоминает дежавю – «старые» грабли снова работают. Очевидно, что украинское правительство самоустраняется от социальных функций. Граждан Украины «отдают» рыночным ценам на все, в то время как украинский уровень доходов далеко не соответствует европейскому уровню цен. Мы с украинским уровнем доходов будет оплачивать коммунальные тарифы по европейским ценам. Мы не можем спрогнозировать рост цен на товары и услуги. Мы видим, что темпы роста цен на основные товары превышают темпы роста доходов украинцев. При этом для граждан прогнозируется дальнейшее снижение реальных доходов.

– Регуляторная политика власти должна защищать интересы граждан, и особенно малообеспеченных…

– Безусловно. Но сегодня в Украине правят прежние экономические руководители – министр финансов тот же самый, руководитель «Нафтогаза» тот же самый. Вопрос – зачем мы меняли правительство, а до этого зачем мы устраивали досрочные парламентские выборы, когда общая, ключевая экономическая политика – ни энергетическая, ни финансовая, судя по принятому бюджету на 2020 год, – не меняется, этот вопрос остается риторическим. Тенденция в том, новое правительство самоустраняется от своих основных социальных функций.

А. Новак: «Свои сверхприбыли «Нафтогаз» получает от оплаченных нами тарифов»

По материалам: Голос