А.Якубин: «Сёла и города в 2020 бюджетном году не смогут распоряжаться своими налогами в полной мере»

Украинские города, сёла, а также объединенные территориальные громады в 2019 году, во времена работы Верховной Рады 8 созыва получали недостаточно субвенций и были лишены в полной мере распоряжаться своими налогами, хотя и подверглись процедуре децентрализации. Возможно, это было связано с тем, что вопросы о выделении средств на регион решались кулуарно депутатами-мажоритарщиками.

Что вышло из затеи о децентрализации и как распределение средств на регионы будет проводиться в 2020 году, в интервью ГолосUA рассказал политолог Алексей Якубин.

– Алексей, вы говорили в нашей беседе о том, что децентрализация внедрялась в Украине для того, что регионы, города и сёла, могли сами распоряжаться средствами от полученных налогов. Как это происходило на самом деле, если вспомнить ситуацию за несколько месяцев до смены состава ВРУ?

– К примеру, в госбюджете-2020 затратные статьи формулировались так, что в Киеве пытались управлять деньгами, которые передали  на места, в ручном режиме. А в регионах, которые объединялись в объединенные территориальные объединеня (ОТО), предполагалось, что из бюджетов, которые они получат в рамках децентрализации, они направят суммы на покрытие своих затрат по образованию, социальные затраты.

Правительство, разъясняя населению особенности децентрализации, говорило: те населенные пункты, которые не провели процедуру децентрализации, они будут лишены возможности распоряжаться своими средствами. То есть если председатель поселка или села говорил, что его село не войдет в состав ОТО, то им могли урезать финансирование из Киева.

Я думаю, таким образом, Киев пытался вопросом бюджета загнать в процедуру децентрализации и в создание ОТО руководство тех регионов, которые не хотели это делать. Те, кто согласился, они участвовали в укрупнении объединенных территориальных общин. Это значит, что вместо нескольких сел появлялась одна административно-территориальная структура, в которой появлялся общий для нескольких сел бюджет и общие расходы. В некоторых случаях началось сокращение элементов социальной инфраструктуры – в некоторых селах закрыли школы, а также больницы.

– Как это будет дальше выглядеть?

Сразу скажу, что правительство даже в этом году занималось этими вещами в ручном режиме. Формально это должно было делаться автоматически в таком порядке: регионы, которые создают рабочие места и зарабатывают, они какие-то налоги перечисляют в госбюджет, но основную часть оставляют у себя.

А на самом деле получилось, что сначала они перечисляют налоги в центр, в Киев, а потом им что-то возвращают. И это уже называется «ручной режим» распределения финансирования. То есть потом то, что регионам «что-то возвращают», это выглядит как то, что какие-то регионы, населенные пункты, ОТО получают значительную часть средств, а какие-то – незначительную, а еще кому-то – направляют с задержками. То есть выходит так: налоги стекаются из населенных пунктов в регионах в Киев, а Киев решает, что возвращать, а что – нет.

И это касается не только громад, это касается и городов, а также самого Киева. Вот почему финансирование идет криво, даже если создана ОТО. Получается так: город отдает в центральный, госбюджет крупную сумму, а обратно получает мало. И размер суммы определяется центральным органом власти. У меня возникает вопрос: причем здесь децентрализация? Децентрализация вводилась, как анонсировалось властью, для того, чтобы это была финансовая децентрализация, то есть чтобы отдельные населенные пункты получали на свои счета налоги, а потом тратили их на нужды своего населения.

Но получилось так: государство в процессе децентрализации с себя сбросило социальные функции на места, но деньги не выделило. Похожая ситуация была в конце лета 2019 года с образовательной субвенцией: ее просто задерживали и во многих городах просто не было средств, например, для преподавателей школ, для учителей перед новым учебным сезоном.

– Как это, по вашему мнению, будет в этом году, учитывая, что 15 сентября в Раде могут рассмотреть проект госбюджета-2020?

– По идее, сейчас, в сентябре 2019 года, города и ОТО должны подавать свои предложения к проекту госбюджета-2020. Но это нереально ожидать, что эти запросы рассмотрят, потому что нынешнее правительство в такие короткие сроки не сможет обработать такое количество заявлений. Кроме того, у нас новый премьер-министр (А.Гончарук) без опыта соответствующей бюджетной работы, и нет еще самой программы работы правительства.

Поэтому, скорее всего, за основу проекта госбюджета-2020 возьмут старый бюджет, от 2019 года, хотя и внесут отдельные правки на инфляцию, на курс доллара.

– То есть целый год наши города и села будут «в свободном полете», потому что их запросы на финансирование не обработаны в Киеве?

– Деньги выделять будут, но запросы из регионов не учтут, поэтому не ясно, какие именно суммы будут выделять и невозможно прогнозировать, как в Кабмине эти суммы будут рассчитывать. Но бюджетными запросами из регионов в Кабмине точно не будут заниматься. И я ожидаю, что снова, уже при новой власти, распределение средств из Киева будет в ручном режиме: к регионам, где руководство более лояльно в политическом смысле к власти, дадут финансирование. Другим не дадут или очень мало.

– Прошу уточнить: то, что «дают» из Киева регионам, это субвенция?

– Это субвенция, «переброска» средств со счетов госбюджета на другие счета. Но помните, что у нас есть регионы, которые дотационные. А есть регионы, наоборот, профицитные. Процесс формирования и корректировки госбюджета должен помогать выравнивать эти моменты. В этом нет ничего плохого. Действительно есть регионы, которые не могут обеспечить финансирование всей своей инфраструктуры. Но у нас получается, что профицитные регионы отдают в бюджет много, а получают обратно мало. И та сумма, которую дают, это уже вопрос переговоров депутата округа, вопрос его влияния в Верховной Раде.

Еще что важно знать: у нас была такая практика, которая использовалась депутатами-мажоритарщиками и правительством во взаимодействии с ними. В Кабмине могли использовать статью расходов «Спецфонд на экономическое развитие регионов». И некоторые депутаты-мажоритарщики, приближенные к власти в парламенте 8 созыва, получали из этого Спецфонда на свой округ средства, если в Раде в сессионные дни голосовали так, как от них требовал глава партийной фракции.

И вот сейчас, я думаю, индикатором политической ситуации в стране, а также качества работы Рады станет этот вопрос с налогами от регионов и вопрос, как на регионы будет распределяться финансирование из Киева, то есть то, что называют субвенцией. Поэтому осмелюсь прогнозировать:  основные «штрихи» сценария будущего взаимодействия Рады и регионов мы увидим в проекте госбюджета-2020.

По материалам: Голос