Ликбез для "экспертов": Буславец объяснила, что такое прогнозный баланс в энергетике

Ольга Буславец

Бывшая руководительница Минэнерго Ольга Буславец рассказала, что такое прогнозный баланс электрической энергии, как его подготавливают и для чего он нужен. Об этом она написала в Facebook, реагируя на публикации многочисленных “экспертов” о ситуации в энергетике, передает .

Буславец отметила, что в последнее время по количеству и “профессионализму” публикаций, похоже, именно энергетика стала одним из трех популярных направлений, кроме пандемии и политики, в котором разбираются многочисленные “эксперты”.

“Однако, когда читаешь последние публикации на эту тему, глаза становятся шире за экран телефона, и так и хочется сказать: если пишете об энергетике и, соответственно, комментируете и предоставляете выводы – изучите в конце концов матчасть”, – отметила бывшая руководительница Минэнерго.

“В этой заметке я хочу прокомментировать наиболее одиозные утверждения нескольких публикаций, свидетельствующих либо о непонимании правил функционирования нового рынка электрической энергии, роли и места Минэнерго в нем и норм действующих нормативно-правовых актов, регулирующих работу электроэнергетического комплекса. Или сознательно являются манипулятивными, что значительно хуже, поскольку “ложь, к которой наполовину примешивается правда, является худшим видом обмана” С. Смайлс ©”, – добавила она.

Также она представила “краткую подборку “самых любимых” фейков и манипуляций:

  • Минэнерго в апреле 2020 года подготовило “плохой” Прогнозный баланс электрической энергии на прошлый год, который вызвал дефицит угля на складах ТЭС в январе – феврале 2021 года.
  • Прогнозным балансом (или сознательно – Министерством, здесь трудно понять логику авторов) было смещено ремонтную кампанию АЭС на зимний период, что тоже привело к аналогичным последствиям.
  • Разновидностью предыдущего фейка также является утверждение, что к смещению сроков ремонтов трех энергоблоков ЗАЭС (ключевая причина текущей кризисной ситуации с запасами угля) привел вывод в резерв (конечно же, из-за “плохого” прогнозного баланса) ряда блоков АЭС. Спойлер – не привел. ЗАЭС 4 и ЗАЭС 5, ремонты которых были просрочены на 72 и 62 суток соответственно, в резерв вообще не выводились, а ЗАЭС 2 из-за балансовых ограничений энергосистемы стоял в кратковременном резерве еще до апрельского обновления прогнозного баланса и с 12.05.2020 был в работе.
  • Минэнерго “пересмотрело” гарантированные запасы угля на складах ТЭС чтобы “скрыть” их снижение.
  • Из свежего – прогнозный баланс на 2021 года тоже плохой, потому что 2-3 февраля был дождь и СЭС произвели значительно меньше, чем ожидаемое среднее по месяцу. А ТЭС рассчитывали на солнце и не запаслись углем”, – написала экс-руководительница Минэнергетики.

“Чтобы все это объяснить, я вынуждена сделать экскурс в основы планирования работы ОЭС в условиях нового рынка, которыми занимаются Минэнерго совместно с НЭК “Укрэнерго”, генерирующими компаниями и другими участниками рынка электрической энергии”, – продолжала Буславец.

По словам Буславец, прогнозный баланс разрабатывается и утверждается в соответствии с Порядком формирования прогнозного баланса электрической энергии ОЭС Украины на расчетный год, который утвержден приказом Минэнерго от 26.10.2018 № 539, и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20.11.2018 за № 1312/32764. “Журналистам и “экспертам-энергетикам” предлагаю просто ознакомиться с этим документом – сразу снимет многие вопросы и переведет аналитику по этой теме на более высокий уровень”, – указала она.

“Формирование прогнозного баланса осуществляется НЭК “Укрэнерго” на единой информационной базе, которую поддерживает оператор системы передачи на собственных и предоставленных участниками рынка исходных данных. При этом, учитываются системные ограничения ОЭС Украины и ряд осуществленных ОСП предположений относительно метеорологических условий, темпов роста/спада электропотребления ОЭС Украины и его структуры, темпов ввода в эксплуатацию новых объектов возобновляемой энергетики, возможностей экспорта/импорта электроэнергии, планов развития генерирующих мощностей и тому подобное. Роль Министерства сводится к координации процесса формирования прогнозного баланса и его утверждения”, – отметила бывшая руководительница Минэнерго.

Буславец добавила, что как составная часть механизма прогнозирования и планирования развития объединенной энергетической системы Украины, Прогнозный баланс необходим для подготовки рекомендаций по безопасности поставок электрической энергии и предоставления участникам рынка электрической энергии информации об ожидаемых режимах функционирования объединенной энергетической системы Украины, общей потребности в топливе для производителей электрической энергии, в своем составе имеющих тепловые электрические станции и тепловые электроцентрали, с целью прогнозирования своей производственно-финансовой деятельности на расчетный год.

“Отдельно хочу отметить, что прогнозный баланс не влияет на операционную производственную деятельность предприятий, поскольку прогнозные объемы являются ориентировочными и действующее законодательство не содержит обязательств для производителей электрической энергии их соблюдать – в Украине не плановая экономика, а свободный рынок электрической энергии! В рынке производители электрической энергии руководствуются нормативно-правовыми актами и нормативными документами, регулирующими его функционирование, и определяют объемы производства и цену продажи в соответствии с конъюнктурой, которая формируется на основании баланса спроса и предложения с учетом требований по обеспечению операционной безопасности функционирования ОЭС Украины (балансовых ограничений ОЭС и команд диспетчеров НЭК “Укрэнерго”)”, – отметила Буславец.

Как отметила бывшая руководительница Минэнерго, с практической точки зрения при формировании/пересмотре прогнозного баланса, а также – после его утверждения решаются следующие задачи:

  • “Согласуются графики ремонтов основного оборудования электростанций. Это позволяет предотвратить появление дефицита/профицита мощности в ОЭС Украины и соблюдать требования по объемам необходимых резервов в каждом расчетном периоде. Графики ремонтов предлагаются самими генерирующими предприятиями, согласуются НЭК “Укрэнерго” и комиссией при Министерстве и утверждаются приказом Минэнерго на основании распоряжения Кабинета Министров Украины от 02.07.2012 № 418-р. То есть, прогнозный баланс, как документ не выводит и не может выводить энергоблоки электростанций в ремонт или резерв – это регламентируется отдельным приказом Минэнерго и к нему мы еще вернемся”, – указала Буславец.
  • “Определяются ориентировочные объемы производства электрической энергии из возобновляемых источников, имеющих установленный законодательством “зеленый” тариф и характеризуются переменным, гарантированным графиком отпуска”, – назвала Буславец еще одну решаемую задачу. По ее словам, в соответствии с действующим законодательством, разница между рыночной ценой на электрическую энергию и установленным таким производителям “зеленым” тарифом осуществляется Гарантированным покупателем из средств, заложенных в тарифе на передачу НЭК “Укрэнерго”. “Указанный тариф утверждается НКРЭКУ именно на основании прогнозных данных производства электрической энергии из возобновляемых источников, указанных в прогнозном балансе. Учитывая стохастическую природу такой генерации, спрогнозировать с высокой точностью суточные или помесячные объемы практически невозможно, но важно максимально приблизиться к факту по итогам года. Ошибка прогнозирования, согласно утвержденному от 28.04.2020 прогнозному балансу (последняя редакция) для такой генерации составила лишь 5 %, или 579 млн кВтч (1%, или 117 млн кВтч, если учитывать ошибки с противоположным знаком предыдущих редакций прогнозного баланса в течение января – апреля 2020 года). По моему мнению – это является очень хорошим результатом. Особенно учитывая природу такой генерации (см. рисунок) и условия неопределенности, в которых такой прогноз формировался. Напоминаю, что в то время продолжались переговоры с инвесторами в ВИЭ о снижении зеленого тарифа, которые Министерство успешно завершило подписанием Меморандума и разработкой соответствующего законопроекта, что снизил “зеленый” тариф и остановил неконтролируемое развитие СЭС в рамках этой модели поддержки”, – продолжала экс-глава Минэнергетики.

“К слову, специально для одного уважаемого прогнозиста, который в своем телеграмм-канале на основании нескольких дождливых дней февраля с крайне низкой генерацией ВИЭ делает выводы относительно низкой компетентности НЭК “Укрэнерго” (которое разрабатывало прогноз) и Минэнерго (которое его утверждало), я привела почасовой график отпуска электроэнергии объектами возобновляемой энергетики с начала этой недели. Как видно из графика, генерация с ВИЭ даже в течение нескольких соседних дней колеблется в три – четыре раза!!! Жаль, что такие талантливые специалисты, которые уверены, что в начале ноября можно точно спрогнозировать погоду февраля (облачность, осадки, снежный покров, скорость ветра) не работают в Гидрометеоцентре…” – отметила при этом Буславец.

  • “Определяются объемы продаж электрической энергии ЗАО “Укргидроэнерго” (а до августа 2020-го – и ГП “НАЭК “Энергоатом”) в рамках специальных обязанностей по сохранению фиксированной цены на электрическую энергию для населения”, – добавила экс-руководительница Минэнерго.
  • Определяются потребности в топливе с целью обеспечения безопасности поставок электрической энергии, в том числе – успешного прохождения осенне – зимнего периода. “Так, после утверждения прогнозного баланса на основании согласованных предложений энергокомпаний формируется прогнозная структура топлива для тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей, которая определяет ориентировочную общую помесячную потребность в топливе для этих производителей электрической энергии, в частности, уровень запасов, поставки и расходы угля. Также, утверждается помесячный график накопления угля”, – отметила Буславец.

“Вместе с тем, объемы минимальных гарантированных запасов угля на складах отдельно не утверждаются! Этот показатель рассчитывается по ТЭС и ТЭЦ по специальной методике, определенной Порядком формирования прогнозного баланса и в среднем соответствует 10-ти (для марки Г + Д) и 20-ти (для марки AШ + П) среднесуточным расходам угля за последние три года (с учетом весовых коэффициентов). Более подробно в этой части прокомментировано заместителем министра энергетики Юрием Бойко на своей ФБ-странице, я не буду повторяться. Это относительно опровержения фейка о пересмотре Минэнерго (в сторону снижения) гарантированных запасов угля на складах ТЭС в декабре прошлого года”, – отметила экс-глава Минэнерго.

По материалам: УНН