Канадский суд признал сбитие самолета МАУ терроризмом: что дальше?

Канадский суд признал сбитие самолета МАУ терроризмом: что дальше?

28.05.2021 14:17

Укринформ

Решение открывает родственникам жертв авиакатастрофы путь к получению возмещений от Ирана

На прошлой неделе канадский суд признал Иран виновным в сбитии самолета МАУ рейса PS752 и назвал катастрофу преднамеренным террористическим актом. Хоть никакая сила мира и не способна вернуть утраченные жизни, это решение приблизило родственников жертв авиакатастрофы к получению заслуженного возмещения и успокоению. Впрочем, впереди их ждет еще долгий путь.

Канадский суд признал сбитие самолета МАУ терроризмом: что дальше?

ПОЛНОМОЧИЯ КАНАДСКОГО СУДА

Решение канадского суда вызвало оживленную дискуссию в юридических кругах, поскольку юрисдикция Верховного суда провинции Онтарио, который вынес приговор, обычно не распространяется на суверенные государства. Однако в 2012 году Канада приняла закон, в котором сделала исключение из этого правила в случае, когда речь идет о государствах-спонсорах терроризма. Иран вместе с Сирией находится в этом кратком перечне. “Истцы доказали, что сбитие обвиняемыми самолета рейса 752 было актом терроризма”, – заявил председательствующий судья Эдвард Белобаба. По его убеждению, “ракетный удар по самолету рейса 752 был преднамеренным и непосредственно привел к смерти всех на борту”.

Судебный иск в прошлом году был подан четырьмя родственникам жертв авиакатастрофы, а ответчиками определены государство Иран, Вооруженные Силы страны, верховный лидер Аятолла Хаменеи, Корпус стражей исламской революции и несколько других. Иран еще в прошлом году получил по официальным каналам от канадского МИД приглашение в суд, однако не защищал себя во время слушаний.

Свое решение судья принимал преимущественно на основе показаний двух экспертов. Первый – аналитик Канадского центра персидских исследований Бахман Джелди заявил, что Корпус стражей исламской революции совершил ракетный обстрел самолета с целью его уничтожения. “Учитывая передовые военные возможности системы ТОР-М1 (российский зенитно-ракетный комплекс, с помощью которого был сбит самолет МАУ – ред.), два радара и систему контроля, предварительно утвержденные планы полетов, контроль Корпусом авиапространства, а также то, что была выпущена не одна, а две ракеты, невозможно, чтобы это было сделано случайно”, – заявил Джелди. Он добавил, что эта боевая система имеет “много дополнительных систем и процедур, призванных не допустить случайного сбития гражданского самолета”.

Вторым экспертом выступил Алиреза Надер, старший научный сотрудник расположенного в Вашингтоне Фонда по защите демократий. “Крайне маловероятно, что техническое “отклонение” или человеческая ошибка привели к тому, что операторы ЗРК сбили самолет рейса PS752”, – отметил Надер.

В своем приговоре судья также указал на выводы специального докладчика ООН по вопросам внесудебных, ускоренных и произвольных казней Агнес Каламард, которая недавно обнародовала результаты собственного исследования авиакатастрофы, а также работу Ральфа Гудейла, специального советника премьер-министра Канады по вопросам авиакатастрофы МАУ. Оба отчета ставят под сомнение официальную версию событий, обнародованную Тегераном, и призывают к проведению независимого расследования.

Канадский суд признал сбитие самолета МАУ терроризмом: что дальше?

ИСК ЖЕРТВ

Решение суда открывает родственникам жертв авиакатастрофы путь к получению возмещений от Ирана, размер которых жюри определит через несколько недель. На данный момент речь идет о сумме в 1,25 млрд долл США.

Адвокат обвинения Марк Арнольд в эфире телеканала CBC обратился лично к верховному лидеру Ирана Аятолле Хаменеи: “Господин, мы преследуем вас. Мы намерены арестовать Ваши активы, и Вы заплатите за то, что сделали”, – сказал Арнольд. По его словам, у Ирана есть некоторые активы на территории Канады, на которые может быть наложен арест после второго судебного заседания, которое определит размер возмещения. Кроме того, он пообещал “задержать и продать” любое другое имущество Ирана, к которому удастся получить доступ, в том числе танкеры с нефтью.

В то же время адвокат обратил внимание, что для родственников жертв “справедливость – это больше, чем деньги”. “Они стремятся получить возмещение, но также больше – право изложить свою историю перед независимым и беспристрастным трибуналом”, – рассказал Арнольд.

Однако, именно принуждение к выполнению этого решения национального суда на международном уровне является слабым звеном всего процесса.

Канадский суд признал сбитие самолета МАУ терроризмом: что дальше?

(НЕ)ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ

Представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде назвал решение Верховного суда Онтарио "безосновательным". “Всем известно, что канадский суд не имеет юрисдикции относительно этой авиакатастрофы (поскольку она произошла за пределами Канады – ред.)”, – сказал он, дав понять, что добровольно Иран с этим решением не согласится. Проблем добавляет то, что Канада разорвала дипломатические связи с Ираном в 2012 году и с тех пор должна коммуницировать с официальным Тегераном только через посредников.

"Надеюсь, что это решение не помешает канадскому правительству продвигать это дело на международном уровне, например в Международном Суде ООН. Надеюсь, этот суд не усмотрит решение канадского суда заменой международному приговору, которое признает Иран ответственным за убийство 176 невинных людей”, – рассказал старший научный сотрудник Центра по продвижению канадских интересов за рубежом при Институте Макдональда-Лорье Кавех Шахрух. По его убеждению, найти активы Ирана в Канаде и добиться их ареста в других странах будет сложно.

В частности, проблемы могут возникнуть и из-за того, что с юридической точки зрения решение канадского суда не идеальное. По словам Лии Вест, доцента школы международных отношений имени Нормана Патерсона при Карлтонском университете в Оттаве, суд “исказил” законодательство, выбрав только необходимые ему нормы. "Хотя мотив этого может быть достойным, для верховенства права это очень опасно”, – рассказала Вест, которая специализируется на законодательстве в сфере национальной безопасности. Она отметила, что сочувствует четырем истцам, но все же обнаружила в судебном решении несколько юридических коллизий. “Мы не можем отвечать на действия авторитарных режимов, отклоняясь от собственных юридических принципов и умаляя демократические ценности. Это решение сделало именно это", – объяснила Вест в комментарии CBC News.

ПЕРЕГОВОРЫ О КОМПЕНСАЦИЯХ

Стоит уточнить, что компенсации, которые родственники жертв требуют через канадский суд, – не те же, что они могут получить по результатам межгосударственных переговоров. "Как именно наше правительство намерено действовать на международном уровне – решать ему. В этом деле две стороны: частное право, которым мы занимаемся, и публичное право, которым, надеемся, занимается правительство”, – объяснил Арнольд. Он призвал правительство начать прямые переговоры с Ираном относительно потенциальных компенсаций.

Впрочем, в канадском МИД ранее уже заявили, что планируют в скором времени положить начало таким переговорам с Ираном и с этой целью недавно назначили нового старшего советника по вопросам этой авиакатастрофы. Им стал Паям Ахаван, который ранее был прокурором ООН по делу о геноциде в Югославии. Как человек, хорошо знакомый с работой Международного суда ООН, Ахаван может пригодиться канадской команде переговорщиков. Федеральное правительство Канады также намерено обнародовать результаты собственной судебно-медицинской экспертизы авиакатастрофы, которая будет иметь значительный юридический вес.

По информации СМИ, Иран ранее уже предлагал выплатить за каждого погибшего по 150 тыс. долларов, однако в Канаде это одностороннее предложение отвергли, отметив, что вопрос требует более широкого обсуждения. Если Канада решит восстановить дипломатические отношения с Ираном – слухи о чем ходят уже некоторое время, – согласование со всеми канадскими судебными приговорами по данному делу может стать одним из условий этого.

По словам адвоката потерпевших Арнольда, такой вариант был бы приемлемым для родственников жертв, впрочем, он выразил сомнение, пойдет ли правительство таким путем. “Подход правительства Канады – очень участливый, но не наполнен конкретикой”, – сказал юрист, напомнив, что даже на официальную передачу Ирану приглашения в суд канадский МИД потратил 8 месяцев.

Также необходимо учитывать, что на борту злополучного самолета, кроме канадцев, украинцев и иранцев, были также шведы, афганцы, британцы и немцы. Все эти государства, вероятно, будут участвовать в переговорах относительно возмещения и других дальнейших шагов, что будет продолжать процесс. Учитывая, что представителем этой международной группы определена Украина, нашему государству предстоит выполнить ключевую роль.

Максим Наливайко, Оттава

По материалам: Укринформ