Все мы привыкли к интернету и уже даже к скоростному интернету. Но он до сих пор доставляется нам “по земле”: либо домой по проводу, либо по радиоканалу – с ближайшей базовой станции. Иными словами, мы получаем доступ ко всемирной сети от локальных провайдеров. Но может ли все поменяться?

Могут ли в один прекрасный день появиться спутники Илона Маска и раздать нам интернет с низкой орбиты и, соответственно, без задержки в передаче сигнала?

Ответ, наверное, будет в любом случае утвердительным. Ведь технология есть, спрос (а особенно в таких недоподключенных регионах как Африка) тоже найдется. Дело за малым: повесить тысячи новых спутников на среднюю и низкую орбиту. В октябре 2019-го Маск уже сделал первый тестовый твит через свою спутниковую флотилию Starlink. Это говорит о том, что через год он (и не только) передаст легкое видео, потом тяжелое видео – и понеслась.  

“Но мы же не Африка. У нас и так хватает доступных предложений по подключению к интернету, в каждом подъезде по 10 кабелей натыкано” – скажете вы и будете правы. Зачем нам вообще этот масковый интернет: и там, и там все те же байты передаваться будут?

Здесь может получиться, что финт совсем в другом. Глобально в интернет-бизнесе сейчас есть два лагеря: непосредственно владельцы инфраструктуры (она же в народе именуется “труба”) и производители контента – те, кто эти трубы загружает: Facebook, Amazon, Netflix и так далее. “Трубачи” все чаще упрекают контентщиков. Мы, мол вкладываем миллиарды долларов в 3G, 4G, 5G, а ваш контент бегает по нашим сетям почти бесплатно. 

“Трубачи” все чаще упрекают контентщиков. Мы, мол вкладываем миллиарды долларов в 3G, 4G, 5G, а ваш контент бегает по нашим сетям почти бесплатно.

С появлением таких новых экосистем распространения контента как спутниковые флотилии (если они оправдают свое существование) у того же основателя Facebook Марка Цукерберга появится соблазн: “А не создать ли с Илоном Маском СП: он предоставляет мне всемирный доступ к моей соцсети через свои спутники, а я монетизирую подключение обслуживание абонентов по рекламной модели”.   

Иными словами, выходит на украинский рынок спутниковый интернет-провайдер “Маск-Цукер Телеком” и говорит: у нас абонплата – одна гривня, вы главное рекламу в соцсети смотрите (а вы же и так ее смотрите) и у вас на стартовой Facebook будет установлен по умолчанию. 

Сейчас тот же Цукерберг не может договориться с каждым наземным провайдером планеты и точно не в состоянии субсидировать бесплатный интернет в каждом закопанном в землю оптоволоконном проводе, идущем к абоненту. С глобальным спутниковом провайдером такой и подобные ему тандемы возможны. Более чем. То есть, да, условно бесплатный интернет – может быть, это и не утопия в этом десятилетии.