Бывший атовець, «клубничный барон» Николай Стецькив, заложил под Львовом лавандовое поле  Хочеш лаванди? Настрижи собі сам!

У меня есть маленькая подушка с лавандой, привезенная из Крыма еще до его оккупации. До сих пор пахнет! За последние несколько лет лаванда стала едва ли не самой популярной ароматным цветком. Ее используют как декор, как ароматизатор, а кондитеры активно создают десерты с лавандой. Ну, а фото на сиреневом поле Прованса — мечта едва ли не каждой барышни, которая пользуется Інстаграмом… Впрочем, для эффектных фото совсем не обязательно ехать во Францию. Буквально за несколько километров от Львова, в селе Гончары (Давидівська ОТГ), сейчас цветет лаванда! Заложил это лавандовое поле Николай Стецькив, известный в народе как «клубничный король», ведь он также является основателем компании «ФайнаВеггу».

Сейчас здесь почти 25 соток лаванды. Через холодное лето она начала цвести только недавно. Но уже через несколько дней сюда можно будет приехать, чтобы настригти себе лаванды. Килограмм цветков (а это нехилый такой ворох) будет стоить 400 грн.

В воздухе — едва уловимый аромат, и если легко растереть цветок между пальцами, запах усиливается. Но надо быть осторожным — здесь немало пчел. Интересно, будут чувствовать местные пасечники лавандовые нотки в свежем меде? А еще здесь непривычно тихо. Трудно поверить, что там, за лесом, уже кольцевая дорога…

 Хочеш лаванди? Настрижи собі сам! «Красивые фото здесь можно будет делать уже в следующем году, когда кусты разрастутся. Мы же посадили их только этой весной», — говорит Николай, пока я безрезультатно пытаюсь сфотографировать шмеля. И с сожалением добавляет: уже этим летом ряды лаванды должны были быть густыми, но фермер, у которого они закупили саженцы, оказался не совсем честным. Вместо кустиков, о которых договаривались, им продали значительно меньше. В партии оказалось лишь 20% кустов нужного диаметра.

И действительно, часть молодых кустиков никак не похожи на двухлетние. «Фактически цена таких маленьких саженцев 25 гривен. Мы же платили по 50. Но это наша ошибка. Мы не подумали, что в соглашении надо прописать еще и диаметр саженца. Мы привыкли больше доверять людям. Ведь наш бизнес развивают именно люди. Стараемся как можно больше общаться с клиентами, спрашивать, чего бы им еще хотелось. Собственно, лавандовое поле — это пожелания людей. Так же, говорят, хорошо, если бы, кроме клубники, у вас были бы другие ягоды. Вот там у нас будет по гектару малины и ежевики, а здесь — пол гектара голубики. На горе мы уже посадили виноградник».

Вон там, рядом с лавандой, планируем кафе и детскую зону, ведь к нам часто приезжают с детьми. А там будет магазин, где люди смогут купить ягоды, джемы. Кроме того, хотим, чтобы там продавали продукты и от местных хозяев. То, что они выращивают дома», — делится планами фермер.

Рядом с лавандой — несколько теплиц («тоннели»), где растут молодые насаждения клубники. Хозяин признается, растут не так активно, как должны были бы. Этот год для фермеров неблагоприятный. Через обильные осадки, резкие перепады температуры хорошо растут разве что сорняки. И Николай, и крестьяне жалуются, что только успеешь избавиться от сорняков и трав, как они снова вырастают… И больше всего вреда нанесли клубники весенние заморозки. Уничтожили почти 60% урожая ранней трускавки. А сам сезон начался на три недели позже, чем ожидали. Через это «ФайнаВеггу» потерпела несколько сотен тысяч убытков.

 Хочеш лаванди? Настрижи собі сам!

Это сегодня «ФайнаВеггу» — известный ягодный бренд, который в целом имеет 11 га земли и стратегию развития на несколько лет вперед. Трудно поверить, но раньше Николай вообще не имел дела с сельским хозяйством! Работал в сфере строительства, занимался внутренними ремонтами. Дела шли хорошо, заказов было много. Но потом Николай Стецькив попал на восток, в зону АТО-ООС, где провел почти год. И это был переломный момент в его жизни.

«После возвращения домой, где меня ждали жена и четверо сыновей, я был в тяжелом психологическом состоянии. Сложно было воспринимать контраст между тем, что происходит на востоке, и туристическим Львовом. Была такая апатия, что два месяца после возвращения не делал вообще ничего. Но потом был вынужден обратиться в Центр занятости. И именно там предложили открыть собственное дело, потому что у них есть программы содействия предпринимательству. Как бы это странно не звучало, но, по большому счету, «ФайнаВеггу» обязан своим существованием сотрудницы Центра занятости, которая предложила открыть собственное дело и сначала была чуть ли не главным мотиватором, — рассказывает Николай. — Мы с женой загорелись этой идеей. Не знаю уже, кто из нас придумал выращивать именно клубнику. На деньги от пособия по безработице мы приобрели первые саженцы и удобрения. Действует такая программа: если ты становишься на учет в Центре занятости, то ежемесячно получаешь пособие по безработице. Но если ты готов заняться предпринимательством, защищаешь бизнес-план, то можешь получить всю сумму одновременно. У меня получилось примерно 28 тысяч гривен. Практически все эти деньги потратили на саженцы клубники и удобрения. Тогда и посадили первое клубничное поле на участке возле Раковца. С этого участка четыре года назад и началась «ФайнаВеггу».

За то время фермер экспериментировал с разными сортами, чтобы решить, какие из них будут давать высокий урожай, а еще будут вкусными и ароматными. Собственно, большинство покупателей выбирают «ФайнаВеггу» именно за то, что их ягода вкусная, а не только красивая на вид.

«Когда начали анализировать информацию, поняли, что качественной клубники на рынке не хватает. То, что продают насыпью в ящиках на базарах, — не та качество, которой мы стремились. Мы же хотим, чтобы человек, покупая у нас ягоду, получала прежде всего положительные эмоции, эстетическое удовольствие, ведь ягода должна быть свежая, определенного калибра, должна иметь хороший аромат и вкус. Потом появилось предложение „Собери себе сам“. Это не наша идея. Так делают на многих западных фермах, в частности в Канаде. Людям интересно самим приехать на поле, посмотреть, как ягода растет, выбрать сорт, который им подходит больше всего. Для детей это тоже дополнительная аттракция. Но мы не сразу решились открыть поле для посетителей. Просто 2017 года, когда я развозил ягоду клиентам, в какой-то момент был уже настолько измотан, что решил: пора запускать акцию „Собери себе сам“. Так по крайней мере часть клиентов будут забирать клубнику с поля».

Когда поняли, что того гектара в Раковке мало, начали искать другую площадь. Найти землю оказалось нелегко. Поэтому записали ролик на сайте «Что там» о том, что фермер ищет землю. «Нам тогда звонили со всей Украины, кроме Львовской области. А потом сельский депутат Роман Босый с Гончаров позвонил. Говорит, вы еще ищете землю? — рассказывает Николай. — Эта земля прежде была отведена под строительство, но это торфовисько, местность болотистая. Чтобы немного осушить ее, мы расчистили полтора километра старых мелиоративных каналов. Потратили на это 220 тысяч гривен. Хотя, по большому счету, этим должно заниматься государство. Сейчас за гектар земли здесь мы платим 9,5 тысячи грн в год. Это одна из самых высоких арендных плат в области.»

«В представлении большинства людей предприниматель — человек, который имеет беззаботную жизнь, ездит на крутых машинах и носит брендовые вещи. Честно, у меня был примерно такой же взгляд на бизнес. Если бы знал, с какими проблемами придется столкнуться, лучше бы и дальше занимался ремонтами. Поехал бы на заработки, а потом бы и семью забрал к себе, — говорит Николай Стецькив. — Свободных ниш у нас много, можно заниматься чем угодно и это успешно продавать, но чтобы это сделать, надо продать душу дьяволу. И желательно несколько раз. Да, этот год аномально сложный. Но и предыдущие были нелегкие. Работаем четыре года, и постоянно реинвестируем. За это время никаких дотаций от государства не получили, хотя в прошлом году подавали заявку. Впрочем, дело не в дотациях. Фермерство требует огромных инвестиций. Поэтому очень важно, чтобы у фермеров, да и в целом у предпринимателей, был доступ к дешевым кредитам. А его нет. Эта правительственная программа 5-7-9% — это саботаж на государственном уровне. Мы пытались получить тот кредит. Чтобы получить такой кредит, надо иметь недвижимость, которую можно заложить. Вчера имел разговор с человеком, который готов был предоставить в залог свой особняк. Ему сказали: «Окей, но давай еще один дом в залог до этого». То есть для кредита на 2 млн грн они хотят залога на 2 млн долларов. Но это же неадекватно!

Чтобы как-то привлечь средства, в конце прошлого года Николай Стецькив начал продавать ягоды по подписке. То есть ты платишь уже, а получишь ягоду в сезон. Таким образом фермер хотел привлечь деньги, чтобы расширить площади и купить технику. Так удалось продать 2,5 тонны клубники, хотя планировал значительно больше. К сожалению, из-за погоды много людей, которые заказали ягоды, не смогли получить их вовремя. Кто-то отнесся к этому с пониманием и ждал, пока его клубника созреет. Кто-то остался недовольным. Николай говорит: люди, которые приобрели ягоды по подписке, до сих пор их получают. Кстати, на поле в Гончарах клубника только начинает цвести. Это поздние сорта, поэтому свежими ягодами можно будет лакомиться еще долго.

Поняв, что по подписке не удастся получить такую сумму, на которую рассчитывали, Николай Стецькив через страницу на Фейсбуке обратился к друзьям с призывом инвестировать средства в «ФайнаБеррі». Так удалось привлечь еще три миллиона гривен. Из них 720 тысяч ушло на теплицы, система полива обошлась еще в 800 тысяч. Купили трактор за 2 тысячи долларов. А до него еще нужно навесное оборудование. Больше всего средств идет на заработные платы, кроме меня, на двух полях у нас работает десять человек».

Впрочем, несмотря на сложный год и немало финансовых обязательств, Николай не опускает рук. Более того, он уже видит, какой должна быть «ФайнаВеггу» за несколько лет. Так, по его планам, к 2024 году 10% львовян должны быть клиентами «ФайнаВеггу».

По материалам: Высокий Замок