Прооперировать ребенка, который весит менее 2 кг, – ювелирная работа  "Малюка прооперували через 40 годин після народження!"

1 июня — Международный день защиты детей

6% детей в Украине рождается с врожденными пороками развития. Среди причин: во время беременности краснуха (если женщина не была вакцинирована), недостаток фолиевой кислоты в рационе, воздействие некоторых лекарств и химических веществ. 20 лет назад ребенок, появившийся на свет с пятью (!) врожденными пороками одновременно, не имела шансов на выживание. Сегодня медицина их спасает. Во II хирургическом отделении Львовской городской клинической больницы («больницы на Орлика») оперируют маленьких пациентов со сложнейшими патологиями и множественными врожденными пороками, начиная с… первого дня их жизни!

 "Малюка прооперували через 40 годин після народження!" К.м.н., завотделением Галина Курило рассказывает, что за последний год в их отделении проходило лечение много уникальных пациентов. Один из самых сложных — мальчик, которому медики заново сформировали желудочно-кишечный тракт. Малыша прооперировали через 40 часов после рождения! Имел три тяжелые врожденные пороки развития — атрезия пищевода с трахеостравохідною свищей, атрезия желудка и прямой кишки. Другими словами, у мальчика был вход в пищевод, а вот выхода не было (нижняя его часть была присоединена к трахее). Так же не было выхода из желудка и прямой кишки. За 20 лет работы Галина Курило не припоминает, чтобы у одного пациента было три атрезии одновременно. Если у ребенка есть несколько врожденных пороков, ее оперируют поэтапно, но если бы хирурги устранили мальчику лишь один недостаток, с другими двумя младенца не имело бы шансов выжить. Операционная бригада сформировала маленькому пациенту переход из пищевода в желудок и из желудка — в двенадцатиперстную кишку. Когда малыш наберет вес, ему сформируют выход из прямой кишки (сейчас мальчику временно вывели колостому, то есть создали искусственный задний проход).

Операция длилась 10 часов! Галина не помнит, чтобы еще кого-то так долго оперировали. «Были истощены, но в то же время чувствовали большую радость, ведь ребенок была теплая, розовая, с хорошими показателями работы сердца и легких», — говорит врач.

 "Малюка прооперували через 40 годин після народження!"

Младенцев с критически малой массой тела оперируют на специальных надувных підігріваючих матрасах, которые поддерживают постоянную температуру тела ребенка. В операционной также должен быть соответствующий температурный режим. Все хирургические инструменты являются миниатюрными — вроде тех, которыми офтальмохирурги проводят оперативные вмешательства на глазу. Прооперировать ребенка, который весит менее 2 кг, — ювелирная работа. «Таким деткам даже в вену иглой попасть сложно, ведь вены у них — толщиной с волос! Имеем уникальное оборудование — эндоскопическая стойка (стоимостью 4,9 млн. гривен, закупленная за средства городского бюджета — такой аппаратурой не может похвастаться ни одна другая больница в Украине. — Авт.), которая позволяет выполнять весь спектр эндоскопических обследований даже у глубоко недоношенных деток. Огромная ответственность лежит на анестезіологах, ведь наркоз — это непрерывный процесс, во время которого изменяется работа сердца, показатели артериального давления. Операция (даже в несколько этапов) — лишь половина работы. Далее за работу берутся реабилитологи, которые помогают восстановить функции всех органов и систем маленького организма»…

 "Малюка прооперували через 40 годин після народження!"

«Были случаи, когда не были уверены, что сможете спасти ребенка?» — спрашиваю. «К нам поступила пациентка с гигантской крестцово-куприковою тератомою. Девочка родилась с весом 3,6 кг, в то время как опухоль, которая тянулась по хребту до крестцовых костей, завесила… на 1,7 кг!» — рассказывает Галина. Малышку прооперировали на четвертые сутки после рождения. Новообразования у нее был таких размеров, что его оболочка уже не выдерживала и начал вытекать содержимое. «Мне неизвестны случаи, чтобы дети с таким выживали, — говорит хирург. — А нам удалось не только забрать гигантскую опухоль, но и одновременно провести ребенку пластическую операцию. За последние четыре года имели четыре такие случаи. Всех наших маленьких пациентов спасли!».

Завотделением вспоминает еще одну тяжелую пациентку — девочку с врожденным некрозом желудка, которая при рождении весила всего один килограмм. Большая часть органа у ребенка отмерла. Новый желудок малышу хирурги сформировали за 40 минут…

Хирург говорит, что дети с врожденными пороками развития рождались всегда, но когда она начинала работать врачом, такие случаи трактовались как увечье, несовместимое с жизнью. Их не пытались спасать. «Сейчас эти дети стали выживать. Они вполне жизнеспособны: здоровые, умные, потом хорошо учатся в школе, бегают, радуются жизни. Обращаюсь к женщинам: если вы узнали на любом сроке беременности, ваш ребенок имеет врожденный порок, не паникуйте и не соглашайтесь на аборт. При сегодняшнем уровне медицины мы можем скорректировать практически любой изъян. Ребенок будет абсолютно здоровым!» — уверяет врач.

 "Малюка прооперували через 40 годин після народження!"

«Задолго до реформы Ульяны Супрун, наш главный врач Дмитрий Квит имел видение, как сделать так, чтобы наша больница ничем не уступала западным клиникам — ни высококлассными специалистами, ни оборудованием. Мы постоянно ездим на стажировки за границу (не менее чем по 2-3 раза в год), изучаем новейшие методики. Современные средства связи позволяют нам регулярно консультироваться с нашими коллегами из Варшавы, Брюсселя, других странах во всех сложных случаях», — рассказывает завотделением.

Карантин, конечно, внес свои коррективы. Палаты теперь — двухместные (до этого в них одновременно могло находиться четверо пациентов). «Стараемся сделать так, чтобы в одной палате находились дети примерно с одинаковыми недостатками и патологиями, потому что это — мощная психологическая поддержка для мамы, которая видит, что в своей беде не одинока, и что здесь ей помогут», — объясняет Галина.

Сейчас вход в отделение (и вообще в больницу) разрешен только ребенку и маме (или отцу) — свободное посещение временно запретили. Помощь оказывают только ургентную — плановых операций не проводят. Когда пациент поступает в приемное отделение, ему проводят все необходимые исследования, чтобы убедиться, что ребенок не имеет вирусных респираторных инфекций (в т.ч., не болеет Covid-19).

Фото предоставлены Львовской городской клинической больницей

По материалам: Высокий Замок