«Отмена карантина не будет означать, что больше не придется носить маски в общественных местах или придерживаться социальных дистанций», — считает ексзаступник в. а. министра здравоохранения Павел Ковтонюк
На прошлой неделе Кабмин презентовал дорожную карту выхода страны из карантина. Как анонсировали в правительстве, карантинные ограничения будут сниматься в пять этапов. Стартовая точка — 11 мая. «Этапы не привязаны к конкретным датам, а их запуск зависит от динамики заболевания. То есть если правительство будет видеть, что количество заболевших уменьшается, то второй, третий или четвертый этап могут начаться одновременно. В то же время, если в стране будет наблюдаться значительное увеличение количества заболевших, карантинные мероприятия могут снова быть усилены», — пояснил премьер-министр Украины Денис Шмигаль, и анонсировал, что уже в эту среду будет принято решение об открытии более чем 280 рынков по всей стране. Остальное заработает, когда сможет обеспечить надлежащие условия работы, определенные Минэкономики и МИНЗДРАВА. Учреждения образования, кафе, спортивные залы открывать на других этапах, что также вызывает много вопросов, ведь те же заведения общественного питания уже сейчас могут работать «на вынос» — им не надо ждать первого этапа смягчения карантина. Насколько реальным является возврат к нормальной жизни в ближайшие 1-2 месяца и не спешит Кабмин снимать карантинные ограничения, если в Украине ежедневно выявляют по полтысячи новых больных, об этом мы спросили у эксперта по вопросам здравоохранения, бывшего заместителя в.а. министра здравоохранения Украины (2016-2019 гг) Павла Ковтонюка.
— На своей странице в Facebook вы поделились интересным сравнением. В США в июне планируют выполнять ежедневно 152 тесты в расчете на 10 тысяч населения, в июле-августе — 608. Массовые тестирования позволят контролировать эпидемию, точечно восстанавливать работу предприятий и избегать циклов «открывания-закрывания». В Украине сегодня выполняется один тест на 10 тысяч населения! То есть мы до сих пор не имеем реальной картины заболеваемости. И у нас есть еще одна проблема — мы не отслеживаем надлежащим образом контакты инфицированных человек. Потенциально больные должны были бы самоизолироваться, но довольно часто имеем ситуацию, когда такие люди продолжают посещать магазины, аптеки, ездить в общественном транспорте…
— Возможность ослабить карантинные ограничения — прямо пропорциональна двум вещам: способности государственных институтов контролировать эпидемию и способности общества следовать определенным правилам. Есть страны, где не вводили карантин, потому что люди там дисциплинированные и придерживаются рекомендаций своего правительства. Яркий пример — Швеция. В других странах (например в США) проводят массовые тестирования, которые позволяют фиксировать малейшие изменения в эпидемиологической ситуации и оперативно на них реагировать. А есть такие страны, как Украина, где нет ни того, ни другого. Это можно сравнить с человеком, который находится за рулем автомобиля или штурвалом самолета. Перед водителем или пилотом — панель приборов. В Украине — один «прибор», который называется «количество кейсов» (реальных случаев, на примере которых рассматриваются теоретические идеи. — Авт.). Он показывает только один параметр — как развивалась эпидемия 10 дней назад. Пока у человека появятся симптомы, пока она обратится к врачу, пока ей сделают тест — это все занимает время. Когда нам отчитываются о 500 новых случаев заболевания, то это означает, мы узнали, что 10 дней назад у 500 человек появились симптомы. С этим одним «прибором» мы и «едем», время от времени заглядывая в «зеркало заднего вида».
— На втором этапе выхода из карантина предусматривается снятие ограничений с работы фитнес-центров и спортивных залов (правда, определенные ограничения будут, в частности не будут работать бассейны). Но такое же снятие ограничений предусмотрено также на четвертом этапе, поэтому непонятно, когда эти заведения в конце концов заработают.
— Фитнес-центры надо открывать одними из последних, ибо если соблюдение безопасной дистанции на занятии по фитнесу еще можно как-то представить, то в раздевалке это просто нереально. Кроме того, в спортивных залах есть много поверхностей, которых касаются люди. Понятно, что фитнес-центры, кинотеатры — это также рабочие места, но риски заразиться там намного выше, чем в офисах, на заводах или фабриках.
Для начала надо открывать предприятия, которые генерируют налоги. Но для этого нужно выработать новые стандарты работы с соблюдением дистанций. В Украине есть прекрасные примеры, что это возможно сделать. К примеру, банки. В отделениях банков разграничили поток клиентов: людей принимают по предварительной записи, рисуют линии на полу. Каждое предприятие может адаптировать работу под новые реалии, и этим надо заняться в первую очередь.
— Или мы адаптируемся к жизни в этой новой реальности, если такие ограничения придется терпеть не месяц, а, скажем, год или два?
— Посмотрите на страны Восточной Азии (Японию, Китай, Таиланд), которые за последние 10 лет пережили несколько серьезных эпидемий: SARS (серьезного смертельного заболевания с гораздо более высоким процентом летальности), «свиного» гриппа, MERS… Эти общества живут в режиме постоянной «боевой» готовности, поэтому нормально относятся к необходимости носить маску или каких-то ограничений. Возможно, карантин и не будет длиться год-два, но нам придется делать то, чего раньше мы не делали, и терпеть отдельные неудобства.
— Какие, например?
— Возможно, в аэропортах будут проводиться дополнительные проверки или пассажира по прилету будут тестировать на коронавірусну инфекцию. Возможно, во всех общественных местах придется придерживаться дистанций. Поэтому чем мы должны заняться сейчас, это выработкой навыков. Помните кампанию ЮНИСЕФ: «Заболел? Сиди дома!»?
— Так, это лозунг «врезалось» в память…
— Был выработан четкий месседж, который был качественно доставлен через хорошую коммуникационную кампанию. Сейчас так же надо выработать несколько простых правил, которым сможет следовать каждый человек. С точки зрения эпидемиологии, самым эффективным способом избежать инфекции является соблюдение правил личной гигиены (что включает этикет кашля и чихания) и дистанцирование.
— Если все так просто, зачем тогда вводить карантин?
— Потому что мы не можем быть уверены, что люди будут этого придерживаться. Но если даже 20% это будет делать, то мы серьезно замедлим темпы распространения инфекции.
Карантин был введен вовремя, и он был жесткий — это лучшее решение, которое мог принять наше правительство. Посмотрите, что сейчас происходит в России (свыше 87 тысяч зараженных и почти 800 летальных случаев. — Авт.) — у нас могло быть то же самое.
— Кабмин анонсировал смягчение карантина на 11 мая. Как думаете, это решение не будет пересмотрено?
— В первые 3-4 недели карантина у власти было представление, что мы вводим карантин до момента, пока у нас не будет ни одного случая заболевания. Вот преодолеем вирус, тогда и отменим карантин. Но впоследствии стало понятно: не все так просто, и риторика изменилась…
Общество ожидает смягчения карантина, и если не будет официального «добра» от правительства, то люди начнут игнорировать запреты. Живу возле парка. Посещать парки запрещено, но на выходных он переполнен людьми. Когда все люди придут в парк, полиция ничего не сможет сделать. В карантина должна быть легитимность. Правительство объявило перечень ограничений — и люди должны это принять, согласиться с тем, что ограничения — правильные и справедливые. Тогда нарушать запрет будут единицы, но с этими людьми можно вести профилактические беседы, их можно штрафовать, то есть как-то на них влиять. Если все население не будет согласно, полиция с этим ничего не сделает. Не будут же вводить танки в парки. Поэтому правительство вынуждено делать хоть какие-то символические смягчения.
А тем временем…
ВОЗ призывает страны постепенно ослаблять карантинные мероприятия, взвесив все риски. Желательно, чтобы между каждой фазой прошло две недели — примерно столько времени длится инкубационный период болезни.
В соответствии с дорожной картой выхода стран ЕС из карантина, устанавливая сроки снятия карантинных ограничений, правительства должны отталкиваться от таких критериев:
- эпидемиологического (распространение инфекции в стране должно уменьшиться и стабилизироваться в течение длительного периода времени);
- мощность системы здравоохранения (загруженность реанимаций, достаточное количество медикаментов и медицинских работников);
- возможность мониторинга (проведение массовых тестирований и, при необходимости, изоляции потенциально контактных лиц).
По материалам: Высокий Замок