В Украина на COVID-19 заболело почти тысяча медиков. Это каждый пятый из тех, кто больной на коронавирус.  Анна Ярмола: «До ВІЛ-інфікованих повій краще ставляться, аніж до медика, який контактує з хворими на коронавірус"

На Львовщине, по словам заместителя директора Львовского областного лабораторного центра МИНЗДРАВА Украины Олега Когута, от начала регистрации заболеваемости COVID-19 лабораторно был подтвержден коронавирус в 45 медработников Львовщины (из них 11 уже выздоровели). Среди тех, кто заболел, и лучшая семейная врач Львовщины 2019 года Ирина Гнатив. На своей странице в ФБ врач с болью написала, что, несмотря на риски для здоровья и жизни, с которыми сталкиваются медики, часто испытывают «преследования и унижения от тех, кто сейчас еще здоров».

 Анна Ярмола: «До ВІЛ-інфікованих повій краще ставляться, аніж до медика, який контактує з хворими на коронавірус" В каких условиях работают врачи, и с чем сталкивается «первичка», то есть семейные врачи, во время эпидемии, рассказывает директор коммунального предприятия «Центр первичной медико-санитарной помощи. Червонограда» Анна Ярмола.

— Вы директор медицинского центра, который первым в Червонограде принимает больных с подозрением на COVID-19. С тех пор как началась такая работа?

— Еще перед введением карантина мы готовились, понимали, что вирус нас не обойдет. Обустраивали бокс для инфекционных больных, сделали душ для работников, установили стиральную машину, чтобы все вещи после осмотра могли сразу постирать. Все работники имеют запасную одежду в Центре. Врачи дежурят в инфекционном боксе, где осматривают пациентов, чтобы уменьшить расход средств индивидуальной защиты и максимально быстро оказывать помощь больным, которые имеют проявления ОРВИ: кашель, насморк, повышение температуры. Такой пациент не ждет, пока врач оденется и выйдет, а попадает сразу к врачу, который в соответствующей форме его осматривает. Является сортировка пациентов на входе, где стоят медсестры, которые измеряют температуру и задают несколько стандартных вопросов. С признаками ОРВИ идут в бокс на осмотр, пациенты с другими заболеваниями попадают другим входом на осмотр к своему врачу. Сколы появились экспресс-тесты, протестировано 366 человек (по состоянию на сегодня).

 Анна Ярмола: «До ВІЛ-інфікованих повій краще ставляться, аніж до медика, який контактує з хворими на коронавірус"

— Это — жители Червонограда?

— Да, но и окрестностей, потому что есть люди, которые с нами заключили декларации, но живут за городом. Есть люди, которые вернулись из-за границы, были в самоизоляции или контактировали с больными, у которых установлен COVID-19. Скажем, только за сегодняшний день протестовали 55 человек. Тестируем также пациентов из групп риска: работников экстренной медицинской помощи, работников нашего Центра, представителей религиозных организаций, а это священники, работники церквей, помощники. Осталось провести тестирование в двух церквях города.

— Сколько у вас подтвержденных больных COVID-19?

— С положительным ПЦР — трое: две женщины и мужчина.

— У мужа пневмония, это священник, который заболел первым в Червонограде, а у женщин?

— Признаки респираторного заболевания, которые нарастали, поэтому сделали ПЦР, и анализ оказался положительным. Двое во Львовской областной инфекционной клинической больнице на лечении, одна женщина отказалась от госпитализации, но у нее положительная динамика, она на самоизоляции дома, под присмотром семейного врача. Ее состояние улучшается.

— У ваших сотрудников достаточно средств индивидуальной защиты?

— Каждый имеет индивидуальный спецодежда: халат или костюм, перчатки, шапочку, маску, которую меняет каждые два часа, если это не респиратор. У нас есть специальная комната, «чистая зона», где врачи одеваются с помощью медсестры. Важно собраться на осмотр правильно. Из «чистой зоны» медики переходят в бокс, где непосредственно осматривают инфекционных больных. Мы заранее закупили 1200 одноразовых халатов с манжетами, с длиной до середины голени. Купили комбинезоны. Помогли нам в этом неравнодушные люди передали много костюмов, за что им очень благодарны. Маски шили наши санитарки, которые имеют швейные машинки. Закупили марлю и сшили почти две тысячи многократных восьмислойных масок, которые стираем и гладим. Купили специально утюг, гладильную доску, чтобы каждые два часа иметь возможность гладить, хотя каждый работник на прием обеспечен тремя масками — чтобы менять их каждые два часа.

 Анна Ярмола: «До ВІЛ-інфікованих повій краще ставляться, аніж до медика, який контактує з хворими на коронавірус"

— То есть люди себе тоже могут пошить такие маски и дома их гладить?

— Конечно. Я стираю маски в мыльной воде, затем пропрасовую и тогда одеваю.

— Живете в многоквартирном доме? Как соседи реагируют на вас? Контактируете с родными?

— Имею десятилетнего сына и родителей, которые проживают в поселке Горняк неподалеку от Червонограда. Уже больше месяца не вижу своего сына, отправила его к родителям, чтобы не подвергать ребенка опасности. Каждые два-три дня привожу им продукты. Родителей вакцинировали от пневмококка перед началом карантина. Я и все мои родные вакцинированы от гриппа еще в начале эпидсезона. Когда прихожу домой, верхнюю одежду оставляю на балконе, раздеваюсь в ванной и вещи, в которых была одета, забрасываю в стиральную машину, принимаю душ и только тогда иду в комнату. Когда захожу в подъезд, нажимаю кнопку домофона, ничего больше в доме не касаюсь. К сожалению, до наших медиков не относятся с таким уважением и пиететом, как показывают в видео за рубежом. Часто наталкиваемся на неприятие, страх, я бы сказала, от нас шарахаются. Люди не понимают, что мы каждый день рискуем, подвергая опасности себя и семью. Время есть откровенно агрессивное отношение к медикам, обвинения в том, что кто-то кого-то заразил… Кроме того, врачи и медсестры истощены, потому что от утра до вечера на работе. Немало медиков, кроме того, имеют хронические заболевания… К ВИЧ-инфицированной проститутки, наверное, лучше относятся, чем к медику, который контактирует с больными на коронавирус. Одна наша медсестра живет в селе. Ее ребенок забросила мяч через забор к соседям, и она позвала соседку, чтобы та опрокинула ребенку мяч, то соседка даже не оглянулась. Потом вышла мама этой соседки и отдала мяч. В одной из областей Украины санитарке подожгли дом. Разве это нормально? Никто не застрахован от этой болезни. Относиться надо с пониманием и спросить у медика, может, надо чем помочь. За полтора месяца карантина хочется криком кричать о такое отношение людей к врачам.

— Есть вопрос о неразглашении врачебной тайны, но в то же время нужно людям рассказывать, кто заразился, чтобы были осмотрительными. Как поступать в таких случаях?

— Червоноград — небольшой город, здесь хорошо работает сарафанное радио, все все знают. Должны обследовать контактных больных, поэтому ищем таких людей. Да и люди сами приходят, чтобы обследоваться. Не разглашаем врачебной тайны, но открыто говорим о том, что в городе делается, чтобы люди были информированы и соблюдали карантин.

Фото Екатерины Птицы и из архива Центра.

По материалам: Высокий Замок