В Украине есть около десятка деревень, в названии которых «спрятался» главный герой 2020 года.  Як ми у Щурині на Волині щурів шукали

Это Щурово, Щурівці, Щурівчики… Ждут приход года грызуна в одноименных селах на Харьковщине и Донетчине, возле Винницы и в Галичине. И на Волыни. Потому что здесь есть село Крысиный Рожищенского района. Как задабривать символ года и с какими достижениями его встречать?

 Як ми у Щурині на Волині щурів шукали

Откуда повелась такая не совсем благозвучная, на первый взгляд, название, мы поинтересовались у председателя Щуринської сельского совета Василия Карпюка. Он уже много лет руководит местной общиной.

— Жил на этой земле когда господин Щур, — говорит. — То, рассказывают старожилы, поэтому и село так назвали.

Первое письменное упоминание о населенном пункте датируется 1604 годом. Поэтому Крысиный уже и сам старожил между селами. Немало всяких напастей за века ему пришлось пережить, был разрушен до основания, и снова возродился из руин. А после отмены крепостного права даже стал центром Луцкого уезда! Есть упоминания, что неподалеку Щурина своего времени полег весь лейбгвардійський элитный полк царя Николая И И. Даже нашим современникам пришлось выкапывать в тех местах черепа и кости. Разное история помнит…

Сегодня, имея всего 545 жителей (за год рождается чуть больше десяти детей), село гордится и своими людьми, и тем, что для них созданы неплохие условия. Потому что есть и школа, и детсад, и амбулатория, и дом культуры, и предприятия, которые дают людям работу.

Издавна славился Крысиный земледельцами. Земля никогда не облогувала. Пахли хлебом поля… Аркадий Тимофеевич Теслюк, которому вот-вот исполнится восьмой десяток лет, всю жизнь трудился трактористом. Говорит, собирал и рожь, и пшеницу, и всякую пашницу. И до мельницы возил. Эта раритетная конструкция до сих пор стоит на окраине села. Правда, зерно уже не мелет.

— О, сколько я здесь пшенички намолол, — улыбаясь, говорит Аркадий Тимофеевич. — Помню, как-то эта мельница упал, ветер опрокинул, то на его месте поставили новый. Потому как без такого объекта селу обходиться? И этот с годами стал разрушаться. В конце 80-х годов его ремонтировали, нарядили жестью, потому что раньше был гонтами накрыт. А теперь стоит как памятник. Вот смотрите — даже крылья упали…

— Наверное, крысы обглодали, — шучу.

Дедушка улыбается.

— Все равно он — наш оберег. Потому что нет такого нигде в окрестности, — говорит.

К сожалению, никакой придибенции, связанной с грызунами, которая произошла в Щурині, ни он, ни кто другой из щуринців не помнит. Ни церковные деньги крысы не ели, ни в сельсовете не хозяйничали с документами. Да и вообще, уверяют, давно уже не видели, как они выглядят. «Беда, — подумалось. — Как это Крысиный в Год Крысы идет без крысы?»

— Может, современный является господин Крыса или улица Щуряча, — подмигиваю старожилам.

— Нет… А какая разница, какого зверя год наступит? Главное, чтобы люди было людьми, — философски говорит Аркадий Теслюк.

Фото автора

По материалам: Высокий Замок