Почти 200 тысяч украинских семей вложили деньги в строительство жилья, но так его и не получили.  Якщо забудовник збанкрутував, повернути гроші за житло практично неможливо

Такие шокирующие цифры озвучили в Государственной архитектурно-строительной инспекции. Стоимость квадратных метров в домах, которые еще не начали строить, значительно ниже, чем в тех, которые уже сдали в эксплуатацию. Поэтому люди активно инвестируют в строительство жилья. И нередко застройщики сдают новостройки в эксплуатацию на несколько лет позже, чем обещали. А бывает, и вообще объявляют себя банкротами, и вместо новенькой многоэтажки так и остается лишь вырыт котлован. В целом в Украине проблемными считаются 150 объектов жилищного строительства. Больше всего в Киеве, Киевской и Одесской областях.

— Чтобы не попасть впросак, не надо вкладывать деньги в сомнительные объекты. Прежде чем решить купить жилье в непостроенном доме, надо проводить аудит застройщика, аудит самого объекта. Анализировать документацию, тогда думать, стоит ли вкладывать туда деньги, — говорит глава Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Юрий Пита. — Надо понимать, что 100% гарантию вам не даст никто и никогда. Потому что есть объективные риски: экономическая, политическая ситуация и прочее. Но многие проблемы можно предотвратить.

— Когда человек приходит в отдел продаж, какие документы застройщика нужно проверить в первую очередь?

— Здесь нет первой или второй очереди. Любой документ важный и может влиять на ход строительства или сдачу в эксплуатацию. Главное, это земля и разрешительные документы на начало строительства. Но в целом на строительство надо с десяток документов — разрешения, согласования. Несколько упрощают такой аудит открытые электронные реестры. Ведь если раньше бумажные выписки из реестра можно было подделать или подать устаревшие данные, то с электронными реестрами такие махинации практически невозможны. Я бы советовал не пожалеть тех 100-200 долларов и обратиться к экспертам, которые разбираются в документации и знают, в каких регистрах что искать. Это лучше, чем вложить 30 или 50 тысяч долларов, а потом ходить по судам. И тратить на тех же юристов еще больше.

— Есть ли случаи, когда инвесторам, которые вложили деньги в жилье и так и не получили его, удается получить возмещение?

— Если это системный застройщик, который на рынке не первый год, и вы вложили деньги, а потом передумали, то шансы получить деньги есть. Если речь идет о фирмы-однодневки, которые приходят, берут один-два объекта и растворяются, то на то, чтобы вернуть вложенные средства, не стоит рассчитывать.

— Во Львове есть прецедент, когда построенную без разрешений многоэтажку снесли. И сейчас стоит вопрос о сносе части этажей еще в одной новостройке, хотя там уже проданы все квартиры. Насколько такая практика распространена в Украине?

— Это львовское ноу-хау. В Киеве таких демонтажей я не помню. Есть замороженные, которые стоят и ждут своей участи. Но львовский вариант, наверное, правильный. Прежде всего, люди, которые покупают квартиры, будут внимательнее относиться к застройщикам. У нас народ увидел красивую рекламу, в которой пообещали низкую цену, — все, надо брать! Там, где дешево, всегда большие риски. Именно цена — первый признак рисковости. Любой проект имеет свою себестоимость, но застройщик и заработать что-то хочет. Если у него квартира стоит 7-8 тысяч гривен за квадратный метр, то где он возьмет денег, чтобы его достроить?

— Понятно, что покупатель сам решает, покупать квартиру или нет. Но куда смотрят контролирующие органы, если дом построен, а потом оказывается, что нет документов. Его же не за неделю возводят?

— Безусловно, проблема надлежащего контроля. У нас застройщик может использовать просроченные документы или получать разрешения на одно, а пытаться построить другое. Часто речь идет о нецелевом использовании земельных участков, возбужденное этажность. Преимущественно рассчитывают, что пока дом достроят, удастся решить проблемы с документацией. И это удается не всегда.

По материалам: Высокий Замок