Знаменитый украинский гроссмейстер Василий Иванчук отметил 50-летний юбилей  Шаховий геній з міста Лева

На мировом шахматном горизонте украинский шахматист Василий Иванчук появился в 1988-м, когда убедительно победил на престижном турнире в Нью-Йорке и попал в состав советской сборной, ставшей осенью того же года победителем Всемирной шахматной олимпиады. Это была команда во главе с шахматными супер-звездами, Каспаровым и Карповым… с тех Пор Иванчук постоянно находился в элите мировых шахмат, всегда был желанным участником любого престижного турнира. И до пятидесяти лет насобирал столько титулов, что хватит на целую шахматную команду.

Более тридцати лет назад мне посчастливилось побывать в тогдашнем Ленинграде на встрече любителей шахмат с экс-чемпионом мира Михаилом Ботвинником, который носил неофициальный титул патриарха советских шахмат. Было приятно слышать из уст прославленного мэтра немало хороших слов о творчестве юного тогда львовского гроссмейстера Василия Иванчука. По мнению патриарха, это Василий был одним из самых талантливых шахматистов нового поколения, которому Ботвинник предсказывал великолепное будущее. Когда тогда при встрече с Василием я рассказал ему о словах экс-чемпиона мира, Иванчук скромно ответил, что к таким комплиментам относится очень сдержанно. Для него шахматы, как он выразился, это развернутая книжка: чем больше страниц прочитаешь, то больше убеждаешься, как мало еще знаешь. Иванчук, хотя уже выиграл тогда знаменитый нью-йоркский турнир и не терялся в компании с Каспаровым и Карповым, только проникал в глубины любимой игры. И прекрасно понимал, сколько там еще неизведанного…

Уверенная победа на испанском супертурнире в Линаресе в 1989 году, еще убедительнее ― в Линаресе-1991, когда львовский гроссмейстер прошел всю дистанцию без поражения, обыграв по дороге обоих великих «К». Эти триумфы Василия подтвердили пророчество Ботвинника, и в элитной шахматной азбуке, что много лет отличалась однообразием, появилась новая ліетра — «И». Редкое дарование Иванчука удивляло даже опытных специалистов. Некоторые при этом заметил: постоянная погруженность в свои мысли, в решение шахматных проблем, которыми Иванчук жил чуть ли не ежеминутно, создали ему ореол нестандартной личности. Шахматный журналист Анатолий Мацукевич даже приписал Иванчуку подобие известного российского поэта начала прошлого века Велимира Хлебникова: мол, «оба часто запускаются в собственные миры, откуда не всегда успевают вернуться на землю».

В силу различных обстоятельств Иванчук впоследствии на несколько лет потерял стабильность успехов. Нет, он никогда не опускался ниже определенного уровня (его рейтинг никогда не был меньше 2700), но в его обычно активной игре стало ощущаться какое-то нежелание продолжать борьбу. Часто, убедившись, что позиция не предвещает хороших перспектив, Василий соглашался на ничью и шел заниматься каким-то другим делом. Ему нравилось, в частности, играть в шашки, рулетку, карты, бильярд, изучать экзотические иностранные языки, например, турецкую и китайскую… Львовянин, оставаясь в шахматной элите, уже не был столь опасным для соперников. И все же талант не закопаєш! Это подтверждают фантастические комбинации Иванчука, которые не раз признавались лучшими творческими достижениями года.

За много лет, начиная от первого тренера, Геннадия Михайловича Василенко из Тернополя, с Иванчуком работали немало мастеров и гроссмейстеров. Назову лишь львовян (возможно, не всех) — Владимир Бутурин, Виктор Желяндинов, Михаил Некрасов, Феликс Левин, Александр Сулипа, Орест Грицак. Іванчукові было интересно работать, в частности, с легендарным Виктором Корчним или талантливым эстонцем Лембітом Оллем. А на каждый турнир Иванчук сам выбирал или шахматного секунданта или просто человека, с которым хотелось быть…

В новом тысячелетии до Василия Иванчука пришла пора зрелости, а капризная Фортуна повернулась лицом. Кое-кто считал что Иванчук упустил свой шанс стать чемпионом мира, когда он в январе 2002 года уступил другому представителю Украины, Руслану Пономареву, в финальном поединке за шахматную корону. Но, с другой стороны, именно такие поражения заставляют проанализировать свои ошибки, выбрать правильный путь к их преодолению и снова пойти вверх. И в 2009-м году Василий разделил первое-второе место в своем любимом Линаресе, повторив успех двадцатилетней давности. Только сильные натуры, настоящие турнирные бойцы и неординарные спортсмены способны на такие успехи.

Последние годы Василий Иванчук свой день рождения встречал на берегу Средиземного моря — в Монте-Карло или в Ницце, где во второй половине марта проходили интересные соревнования по оригинальной форме: 12 лучших шахматистов мира ежедневно играли каждый с каждым по две партии — одну «вслепую», вторую в быстрые шахматы. Часто 18 марта Иванчуку приходилось садиться за шахматную доску, иногда и проигрывать «негостинному» сопернику… Но в 2009 году на «Амбер-турнире» был выходной день. Возможно, для того, чтобы организаторы и коллеги могли поздравить уважаемого всеми «Чукі», как за рубежом называют нашего земляка, с первым 40-летием… Дома Василий был обычно уже в конце марта, и тогда получал свою порцию поздравлений от семьи, друзей, коллег, просто любителей его таланта.

Следующие дни рождения Василий проводил преимущественно дома, потому что «Амбер-турнир»-2010 был последним в серии, которая длилась двадцать лет. Именно Иванчук был единственным шахматистом, принимал участие во всех двадцати «Амбер-турнирах», дважды побеждая на этих соревнованиях (1992, 2009) и не раз попадая в число призеров.

Как-то бывший главный тренер сборной Украины, одесский гроссмейстер Владимир Тукмаков, отвечая на вопрос, кого бы он выбрал в сборную мира первого десятилетия XXI века, назвал такие имена — Вишванатан Ананд, Веселин Топалов, Василий Иванчук, Левон Аронян и Магнус Карлсен. Три чемпиона мира и наш шахматный гетман Украины!

А недавно английский гроссмейстер Найджел Шорт, избранный осенью прошлого года одним из вице-президентов ФИДЕ, отвечая на вопрос, кого может назвать шахматным гением, заявил следующее: «Если говорить о гениальности шахматиста, то прежде всего надо говорить о оригинальность его замыслов. Я считаю, что гением является украинец Василий Иванчук. Это мне подтвердил и многолетний чемпион Гарри Каспаров, который сказал, что этот игрок был действительно удивительным. Иванчук мог сыграть любой дебют и ставить в тупик соперников с их домашними заготовками. В чисто шахматном аспекте Василий был невероятным и мог выиграть у каждого».

Справка «Главпост»

Василий Иванчук родился 18 марта 1969 года в г. Копычинцы Тернопольской области. В 1995 году окончил Львовский институт физической культуры. Чемпион Европы среди юношей (1987), абсолютный чемпион Европы (2004), чемпион мира в составе сборной СССР (1989) и сборной Украины (2001), чемпион мира по молниеносной игре (2007, 2016), вице-чемпион мира (2002), победитель Всемирных шахматных олимпиад (1988, 1990, 2004, 2010), обладатель шахматного «Оскара» (1991, 1995) лучшего шахматиста мира, обладатель звания «Шахматный гетман Украины». Избирался лучшим спортсменом Львова (1996, 2001, 2002, 2004, 2007, 2011).

По материалам: Высокий Замок