Судьба разлучила влюбленных в годы войны и воссоединила через 56 лет…
Рождественский день стал самым удивительным для 78-летней Татьяны Тарнавской из города Камня-Каширского, что на Волыни. На порог ее дома в 2000 году наконец ступил любимый муж, которого не видела более полувека! В судьбе молодых супругов на заре семейной жизни вмешалась Вторая мировая война. Она разлучила семью, оставив по одну сторону материка мужа, по другой — жену с сыном. Лишь на склоне лет семья снова воссоединилась.
Разъединила война
Таня тогда была совсем юной, на одиннадцать лет младше своего кавалера Бориса Шурана. 25 сентября влюбленные поженились, а менее чем через год началась война…
Она застала молодую семью в Ковеле. Оттуда вместе с другими остарбайтерами война погнала Таню с Борисом и их маленьким сыном Вячеславом на работы в Германию. По дороге, в Польше, семью разделили: Таня с ребенком оказалась в Люблине, а мужа будто повезли дальше. Следует Бориса потерялся.
«Жив? Здоров ли?».Таня виплакувала глаза в молитвах за любимого. Умоляла, чтобы Господь уберег его в жерновах войны, и просила хоть какую-то весточку от него для себя. Да нет… Война закончилась, вернулась вместе с сыном домой, а про мужа — ни слуху ни духу. Жить не было где, потому что вместо дома нашла пепелище.
Приют племянницы с ребенком дал дядя поселил ее в своей сельской хижине. Она помогала хозяевам во всем, и дня не проходило, чтобы не думала о Борисе. Искала любимого, бегала на встречи с людьми, которые якобы видели ее мужа в годы войны. И поиски оказались тщетными. Через пять лет, устав от одиночества и смирившись с тем, что мужа нет, Таня согласилась принять ухаживания другого. В 1949-м во второй раз вышла замуж и перебралась в город Камень-Каширский.
В снах приходил молодой и здоровый
За вторым мужем Таня не бедствовала. Родила еще одного сына. Ее жизни исходило спокойно.
Выйдя на пенсию, овдовела. Младший сын с семьей жил отдельно, старший, Вячеслав, остался с ней.
Старость посріблила виска, побороздила лицо. А воспоминания все чаще возвращали в молодость, в годы, когда была счастливой. Слеза катилась по щеке, когда в памяти выныривал образ Бориса. Он часто приходил в снах — молодой и сильный. «А может, и жив…» — после таких ночных видений крепло другое мнение.
Однажды Борис приснился за столом. Сосредоточенно читал какие-то бумаги. Женщина подошла к нему и с надеждой спросила: «может встретимся с тобой?». Борис указал ей на один листок со словами: «Не знаю. Смотри, вот здесь вода и здесь вода, а ты — за водой».
От того сна не прошло и года, как однажды сын Вячеслав принес матери районную газету с объявлением:
— Мама, а это не нас папа разыскивает?
Взяла газету и прочитала: «Борис Шуран через Красный Крест ищет своих жену и сына». И земля под ногами стала зыбкой…
Найти его номер телефона не составило труда — за несколько дней Татьяна Михайловна уже имела все его английские данные. Как оказалось, Борис Шуран живет в Ноттингеме (город в центральной части Великобритании), и их действительно разделяет вода — Северное и Балтийское моря.
Спросил, почему не пользуется кремами?
Как начать разговор? Что говорить? От волнения дрожали руки, и она набрала номер, записанный на клочке бумаги. Когда на другом конце провода услышала знакомый с молодых лет голос, казалось, большего счастья и не стоит ждать в жизни.
Сколько они говорили — пять минут, десять, полчаса — уже никто не вспомнит. Завершилась и разговор приглашением «англичанина» в Украину. Сказал, что не имеет семьи и одиноко живет в доме для пожилых людей. 7 января, на Рождество, уже был в Камне-Каширском.
Про эту удивительную встречу гудел весь город: к 78-летней Татьяны Тарнавской из Англии приехал 89-летний кавалер! Каждый хотел первым его увидеть. И когда до дома Татьяны Михайловны подъехал автомобиль, а из него вышел хорошо одетый подтянутый мужчина, никто и понятия не имел, что это Борис. Выглядел значительно моложе своего возраста.
С такой нежностью смотрел на жену, будто и не было тех 56 лет разлуки. Память, как киноленту, відмотала все назад, к моменту, когда жили счастливо втроем. В глазах мужчины заиграли слезы.
Касаясь ее поморщеного лицо, Борис спросил, почему не пользуется кремами? И только потом, столкнувшись с украинскими реалиями и узнав размер пенсии возлюбленной, все понял. Но в тот момент ничто не имело значения, кроме одного: наконец они вместе!
Для пенсионеров устроил дискотеку
Все замерли в ожидании: что будет дальше? Или Борис, погостив в Украине, не дремене обратно? А он и не думал возвращаться. Перевел сюда свою английскую пенсию и приготовил сюрприз. За мгновение достал… золотое кольцо.
— Ты же не сохранила нашей подвенечного? — без нотки упрека спросил.
— Знала, что ты мне другую привезешь, — сквозь слезы молвила.
Позже она узнала, что Борис был на работах в Германии. После войны оказался в английской оккупационной зоны и не захотел возвращаться в Советский Союз. Боялся Сибири. Всю жизнь тяжело работал: и шахтером в Африке, и грузчиком в морском порту. Английская разведка вербовала его, чтобы передавал ей, о чем говорят советские моряки на судах, которые разгружал. Женщины были в его жизни, и жениться не стал, ибо помнил о единственной, которой когда-то давал обет в волынском храме.
Легко ли было после Англии приживаться в Украине? Не понимал, как в городе могут быть дома без канализации и горячей воды. Потому что привык к комфортным условиям, ежедневно принимать душ или ванну. А тут пришлось бегать в туалет на улицу и мыться в миске. Соседи говорят, приехал к ним «англичанин» без морщинки, а с каждым месяцем начал заметно стареть. Зато вспоминают, каким был щедрым, любил всех угощать.
А как пышно отмечал свое 90-летие! Пригласил компанию бабушек и дедушек и устроил для них во дворе дискотеку. Вспоминают, как странно из его уст звучало «оукей!» И как сразу не могли понять, почему к жене часто говорит «кис-кис». Оказывается, так просил его поцеловать (с английского «кос» переводится как «поцелуй»).
***
И судьба, как и до войны, отмерила недолгое семейное счастье Татьяне и Борису. Прожили они вместе два с половиной года. Потому что начали цепляться болячки, которые приближали смерть. Да и сын их начал часто заглядывать в рюмку.
Борис Шуран умер в марте 2003 года. Через два года его жену разбил инсульт. Пока Татьяна Михайловна лежала в больнице, не стало и Вячеслава. Это известие окончательно свела мать в могилу. Всем памятники поставил другой сын, о котором в последнее время мало кто из них вспоминал…
По материалам: Высокий Замок