Депутаты уже во второй раз отложили решение о недопущении политической агитации в школах и садиках  Міськрада «поховає» ухвалу проти «політичної педофілії»?

Почти год назад, в марте 2018 года, в стенах Львовского городского совета зародилась постановление, которая была призвана отграничить школы, детские сады, больницы, жэки и другие коммунальные учреждения от будущего избирательного процесса. И вот избирательный процесс уже набирает обороты, а документ о недопущении политической агитации в вышеобозначенных заведениях уже второй раз «прокатили» в сессионном зале…

Попытка номер два была перед Новым годом, 20 декабря 2018-го. Тогда на сессии ГОРСОВЕТА так и не поддержали постановление «О недопущении использования учреждений образования, здравоохранения, соцзащиты, других коммунальных предприятий, учреждений, организаций Львова для распространения политической рекламы и осуществление политической агитации». Документ отправили на доработку, но перед тем городские избранники изрядно поломали над ним копья. Из чего стало понятно, насколько это драстичне вопрос.

Напомним, в марте с инициативой принять такое решение выступили депутаты львовского ГОРСОВЕТА от фракции «УКРОП». Документ должен запрещать распространение рекламы политического характера, политической и предвыборной агитации и персонального брендинга политиков в любой форме (речь идет о тетради и дневники с фото политиков). Помещения школ и садиков не должны использоваться для общественных приемных депутатов и политической агитации (в том числе для распространения скрытой рекламы). За выполнение этих требований персонально ответят руководители школ и садиков. За нарушения их будут наказывать городское управление образования.

В постановлении говорится, что плакаты, стенды, листовки и другие печатные или аудиовизуальные материалы, размещенные в этих заведениях, не могут содержать никаких наименований и символики (флагов, опознавательных знаков, девизов и т. п) политиков или партий. Этот запрет не распространяется на помещения у мэрии, где размещаются фракции политпартий, представленных в ЛГС, а также на официальные информационные материалы о персональном составе депкорпуса ГОРСОВЕТА.

Также постановление запрещает проведение встреч, презентаций, других публичных мероприятий политического характера в учреждениях образования, здравоохранения и соцзащиты. Правда, это не распространяется на мероприятия, связанные с выполнением своих полномочий городским головой Львова, депутатами ГОРСОВЕТА, депутатами Львовского областного совета и народными депутатами Украины.

Подпункт о встрече депутатов с избирателями вызвал бурное обсуждение в сессионном зале. «Не до конца понятно, как депутаты смогут проводить встречи с избирателями, отчеты? Потому что депутат все равно представляет какую-то партию, — спрашивал Валерий Веремчук („Народный контроль“). — С одной стороны — имеем право и обязанность отчитываться, с другой — не имеем права это делать в тех заведениях. Тогда надо за деньги нанимать зал и каким-то образом все-таки выполнять свои депутатские полномочия! Директор школы не будет разбираться, он скажет: я от греха подальше вас не пускаю. Или это политическое мероприятие, депутатские полномочия — а кто вас разберет, вы же депутаты от партии!»

«Определение требует доработки. Но вопрос к вам, Андрей Иванович (Садовый. — Авт.), как к председателю партии и городского головы: если в школах на нужных рекламных табличках о вреде табака, алкоголизма стоит «Партия «Самопомощь», это не политическая реклама?» — заявил Андриан Гутник из «Свободы».

Городской голова Андрей Садовый (который на то время уже публично объявил, что идет в президенты) парировал: «А там стоит общественное объединение или партия „Самопомощь“?» (Как известно, и ГО, и одноименная партия имеют абсолютно одинаковую символику и цветовую гамму и являются узнаваемыми).

Мэр подчеркнул, что все положения этого постановления уже прописаны в законодательстве Украины, поэтому нет необходимости их дублировать: «Это постановление надо перенести и глубоко проработать».

Зато «укропівці» настаивали, что постановление надо принять. Любомир Босаневич заявил: «Хорошо сказал Игорь Дякович на заседании рабочей группы: «Давайте не будем заниматься политической педофилией!».

Однако когда дошло до голосования, депутаты 38-ю голосами «за» высказались за то, чтобы решение отправить на доработку.

«Этот документ не надо дорабатывать, он уже был достаточно проработан с представителями ОПОРЫ, общественными организациями, — рассказал „Главпост“ инициатор решения, глава фракции „УКРОП“ в ЛГС Игорь Телішевський. — С этим определением уже все предварительно согласились. Но мэр и депутатское большинство, среди которых БПП, „Народный контроль“ и „Свобода“, не захотели, чтобы это решение принималось. Думаю, теперь его никто и не будет дорабатывать, его просто похоронят. Хотя в Киевском городском совете фракция „Самопомощь“ своего времени, наоборот, инициировала подобное решение и очень радовались, какие они молодцы. А во Львове прежде всего школы можно использовать в политических целях, потому что все директора подконтрольны. И дальше вижу буклетики по школам и садикам с символикой „Самопомочі“. Это Г О „Самопоміч“, но она имеет идентичную символику, как и политическая партия „Самопомощь“. А другие политические партии, оппозиционные к мэру, этого сделать не могут. Это недопустимо. Образование и медицина должны быть отделены от политики».

Комментарии для «Главпост»Юлия Гвоздович, председатель постоянной депутатской комиссии законности, депутатской деятельности и свободы слова ЛГС (комиссия должна контролировать движение этого определения)

Во время обсуждения на комиссии я предлагала дополнить это определение — запретить не только любые символы и рекламу политических партий, но и общественных организаций и благотворительных фондов, одноименных с политическими партиями или политиками. Потому что сейчас есть много политических субъектов, партий, которые создают одноименные общественные организации или благотворительные фонды. Например, Благотворительный фонд Дубневичей или Фонд братьев Доскічів. И коммунальных учреждениях идет открытая политическая агитация. Например, Фонд Богдана Дубневича даже не стыдится в своем отчете писать, что они разместили свою политическую рекламу на дневниках, которые раздают детям. Брать Доскічі раздают пакеты со своими фамилиями, написанными большими буквами. Общественная организация «Самопомощь» вешает в школах информацию о своих мероприятиях. Хоть они пишут, что это не политическая партия, а общественная организация. Так же делает «Народный контроль». Поэтому такая агитация существует, но через другие инструменты — ГО, благотворительные фонды с одноименными названиями.

Юрий Танасійчук, правозащитник, президент Информационно-правового центра «Наше право»

В городском совете нет необходимости поднимать этот вопрос, потому что подобная агитация и так запрещена законом. Постановление городского совета просто дублирует Закон Украины «О выборах президента Украины», где говорится об ограничении проведения предвыборной агитации. Если в садиках или школах лежат агитматериалы, то это должно быть заактировано, написана жалоба, обращение к конкретному руководителю учреждения, который это позволил сделать.

Добавить что-то свое, расширить запрет на предвыборную агитацию Львовский городской совет не может, потому что сама выйдет вне закон. А продублировать то, что и так существует, — это разве для красивой медийной подачи, для пиара. То есть правовой плоскости это не меняет. Можно разве урегулировать положение относительно мест, где можно размещать уличную агитацию. Речь идет о том, чтобы не загиджувати электрические столбы, дома, которые обычно оклеивают агитацией, а потом ее должны отдирать работники коммунального предприятия.

Относительно встреч с избирателями кандидатов и их доверенных лиц — то это не запрещено законом. Это нормально, чтобы все участники избирательного процесса имели широкую возможность общаться с людьми, независимо от того, какое это учреждение. Ибо чем больше кандидаты общаются с людьми, чем больше им ставят острых и неудобных вопросов, тем больше выигрывают все. Поэтому и здесь в отдельном определении целесообразности не вижу.

По материалам: Высокий Замок