Наиболее громкая и одновременно жуткая история произошла в саудовском консульстве в крупнейшем городе Турции – Стамбуле.

Речь о жестоком убийстве журналиста, способном привести к серьезным геополитическим изменениям во всем мир.

Коротко о том, что произошло. Саудовский журналист Джамаль Хашкаджи был одним из крупнейших интеллектуалов своей страны. Всю свою раннюю карьеру он был весьма близок к либеральному крылу саудовской королевской семьи (в ней состоят тысячи человек).

Он не без успеха представлял интересы саудовских государственных либералов на Западе. Более того, стал регулярно писать очень неглупые колонки в газету The Washington Post. Писал, в основном, о своей стране и ее будущем. В каком-то смысле, этот журналист стал идеологом саудовских модернистов, чем и вызвал ярость действующего руководства своей страны. Его решили убить.

Джамаль прекрасно понимал, что на родине его не очень-то любят, поэтому давно уже там не появлялся. В основном, он жил в США и в Турции, где у него появилась любимая женщина. Неоднократные попытки саудовских властей заманить его в Эр-Рияд успехом не увенчались, поэтому они придумали кое-что другое.

Хашкаджи собирался жениться в Турции. Для этого ему необходимо было получить в родном консульстве справку о разводе с предыдущей супругой. Он позвонил в стамбульское консульство и там ему назначили встречу – на 2 октября.

В назначенное время он со своей невестой пришел в консульство. Ее, однако, внутрь не пустили. Понимая, что с ним может что-то произойти, Хашкаджи попросил невесту дождаться его и если что звонить в полицию. Больше ни она, ни кто-либо другой за пределами консульства журналиста не видели.

А дело вот в чем. Узнав о скором визите Хашкаджи в королевское консульство Стамбула, тут же начал действовать фактический правитель Саудовской Аравии – наследный принц Мухаммед бин Салман. Он же – главный враг и ненавистник журналиста.

Он приказал отправиться в Турцию специальной команде из 15 человек – сотрудников личной охраны принца, а также «саудовского доктора Менгеле». Салах Мухаммед аль Тубайджи – врач, учившийся в Шотландии на судмедэксперта-патологоанатома. Эксперт в уничтожении тел и их следов.

Они прилетели в Стамбул в полчетвертого утра того дня, когда пропал журналист. И почти сразу после этого улетели, разделившись на две группы и на двух самолетах в Египет и ОАЭ. Видимо, чтобы не вызвать подозрений. Официально Саудовская Аравия объявила их «туристами». Они, дескать, прилетели на полдня в Стамбул, чтобы полюбоваться на шпили великого Софийского собора и Голубой Мечети.

В это, однако, мало кто поверил. Дело в том, что эти «туристы» из спецслужб с собой зачем-то везли медицинскую пилу для разрезания костей. Честно говоря, я ни разу в жизни не слышал, чтобы хоть один турист прилетал на бизнес-джете в другую страну всего на несколько часов с пилой, предназначенной для разрезания человеческих конечностей.

Пила эта, к сожалению, занимает центральное место во всей истории. Знаете, разного рода диктаторов часто называют «мясниками», имея в виду и нездоровую кровожадность, и склонность к насилию. Но в данном случае это определение уже не метафора.

Подручные наследного принца по его приказу убили оппозиционного журналиста. По данным турецкой прессы, его пытали с особым садизмом: сначала накачали наркотиками, а потом, еще живого, этой самой пилой начали резать на куски – пальцы, руки, ноги… В момент отделения головы от туловища Хашкаджи, конечно, погиб.

Все это происходило в кабинете саудовского консула. Сам он – обычный дипломат, не привыкший к таким зверствам, – умолял не делать этого на территории консульства. На что ему посоветовали закрыть рот, если он, конечно, не хочет, чтобы и с ним сделали то же самое. Консул, понятно, замолчал, а через пару дней спешно покинул Стамбул.

Но убийство он не остановил. Тело Хашкаджи разрезали на небольшие части, а вот что с ним сделали дальше, пока неизвестно. По одной версии, «саудовский менгеле» там же растворил его в специальной кислоте, которая не позволит найти генетических следов убитого. По другим данным, куски тела сбросили в одном из лесов под Стамбулом, по третьей – их вывезли в Саудовскую Аравию и там сожгли.

Эта история – просто за гранью добра и зла. Пилить на куски живого человека нельзя, даже если он самый жуткий злодей. И уж тем более – нельзя этого делать лишь потому, что у него другие политические взгляды.

Это уже даже не криминальный вопрос, а цивилизационный, этический. Мы, люди планеты Земля, не должны позволить, чтобы среди нас безнаказанно находились те, кто вытворяет такие зверства, такое людоедство. Если с этим смириться, то мы будем как-то иначе называться.

Думаю, на каком-то глубинном уровне это понимают все люди во всех странах. И именно поэтому история с убийством саудовского журналиста одинаково ужаснула людей во всем мире – и в США, и в Турции, и на Ближнем Востоке, и в Южной Америке, и в Северной Европе, и в Украине, и даже в России, чье правительство, кстати, само убивает людей за границей очень опасным способом.

Впрочем, для развития этой истории важно мнение лишь одной страны – США. Это главный союзник Саудовской Аравии, гарант безопасности ее самой и ее режима.

Но сейчас почти все американцы пришли в ужас от произошедшего. Хашкаджи многие в Вашингтоне знали и ценили. Он вращался среди дипломатов, высокопоставленных военных и политиков, дружил с журналистами и конгрессменами. Хашкаджи был там своим человеком.

Его убийство спровоцировало реакцию, которую принц Мухаммад едва ли ожидал. В Конгрессе зарегистрировали законопроект о введении против королевства жестких санкций. Он включает в себя сворачивание сотрудничества в военной и экономической сферах, а также в области обмена разведданными. Этот законопроект уже поддержали представители не только демократов, но и республиканцев.

Как ни странно, это очень большая проблема для Дональда Трампа. Дело вот в чем. Еще до своего президентства он очень плотно сотрудничал с саудовскими властями. Они вкладывали в его недвижимость десятки миллионов долларов, поддерживая на плаву строительные проекты Трампа. При желании это можно назвать взятками, но формально квартиры и дома они у нынешнего президента все-таки покупали.

Тогда он начал дружить с нынешним королем Салманом и его сыном Мухаммадом семьями. С американской стороны с нынешним кронпринцем больше всех коммуницировал трамповский зять, которого зовут Джаред Кушнер. Он много раз был на грани банкротства, но его всякий раз спасали саудиты, катарцы и россияне.

Но с саудитами у него сложились особенно добрые отношения. Настолько добрые, что принц утверждал: «Зять американского президента у него в кармане и на его содержании». Вы себе не представляете, насколько он прав.

В прошлом году Мухаммед задумал устроить у себя в стране реформы. Он объявил о стратегии модернизации к 2030 году, о строительстве сияющего города будущего на берегу Красного моря и о либерализации общественной жизни. Кроме того, Мухаммед провел в Эр-Рияде международный инвестиционный форум, сразу названный «Давос в Пустыне». Все, казалось бы, прекрасно.

Но! Последние гости еще не успели разъехаться по домам, как место проведения форума – гостиницу Ритц-Карлтон – власти превратили в самую шикарную тюрьму на свете. Туда свезли сотни либерально настроенных саудовских принцев и бизнесменов, которым не нравился ни принц Мухаммед, ни его политика, ни его отец – король Салман, страдающий старческой деменцией.

Их всех держали под замком, многих пытали, требуя переписать на государство (а фактически – на принца) все их капиталы. Тех, кто выполнял требование, – отпускали. Строптивых держали под замком и продолжали пытать. Вот такая вот модернизация!

Многие тогда не поняли, где власти взяли исчерпывающий список саудовских диссидентов? Оказывается, этот список составили американские спецслужбы для своих целей. А Джаред Кушнер передал суперсекретную информацию своему другу Мухаммеду.

Фактически, зять Трампа предал всех тех людей в Саудовской Аравии, которые мечтали построить там если не демократию, то хотя бы просто приличный политический режим без отрубания рук, ног и голов и с какой-никакой свободой слова. Чувствуете иронию: президент США с помощью своего родственника помог жуткой, садистской теократии расправиться со сторонниками свободы и демократии.

Хашкаджи – важный идеолог борьбы за свободу – тогда в Ритц-Карлтон не попал. Он продолжил писать свои колонки, призывая соотечественников к демократии. Он также критиковал Трампа, Путина и своего кронпринца. От этого всего ненависть Мухаммеда к журналисту лишь увеличивалась. Итогом и стало это жуткое и действительно безумное убийство в Стамбуле.

Сейчас Дональд Трамп ведет себя как соучастник этого преступления. Он стал практически единственным в мире человеком, который открыто защищает Мухаммеда бин Салмана. Это его поведение, кстати, уже стало поводом для многочисленных карикатур в мировой прессе.

Но сейчас у Трампа особо и выбора нет. Он не может допустить введения против королевства санкций и прекращения торговли с ним. Дело в том, что в этом случае Мухаммед бин Салман обещает сократить до минимума поставки нефти на мировой рынок. Это будет означать чудовищный рост цен на углеводороды (до $250-$300 за баррель) и, как следствие, – глобальный экономический кризис.

А у Дональда Трампа выборы в Конгресс через три недели. Меньше всего на свете ему сейчас нужен крах и обвал всей мировой экономики.

Кроме того, он боится, что МБС расскажет всему миру, какие темные дела они вместе с Трампом вели, пока тот еще не был президентом, как Саудовская Аравия давала десятки миллионов долларов на спасение от банкротства трамповского зятя и так далее. Все это немедленно обернулось бы для Трампа импичментом и позорным изгнанием из Белого дома.

Ну и самое главное. Я почти уверен, что вся эта история кардинально изменит характер стратегических отношений между США и СА. После этого убийства либо королевство и правда серьезным образом обновится и либерализуется, либо две эти страны перестанут быть верными союзниками.

В США сейчас уже практически никто не хочет дружить со страной, которая заживо пилит своих граждан на куски. И вы знаете, я тут американцев очень хорошо понимаю и поддерживаю.