Фото depositphotos.com

Практику исповедоваться по телефону, в мессенджере или через электронную почту особенно активно обсуждают в связи с пандемией коронавирус. Впрочем священники против дистанционной исповеди. Правда, в некоторых случаях исповедь без индивидуальной очной беседы со священником возможна.

Подробнее — отец Николай Мышовский (РКЦ), протоиерей Андрей Рудик (ПЦУ), протоиерей Игорь Яцив (УГКЦ).

— Как Церковь относится к исповеди по телефону или онлайн?

прот. Игорь:

— Исповедь — одно из семи Таинств и предполагает личное присутствие. Телефону или онлайн возможна разве что духовная беседа, как подготовка к исповеди. Но духовная беседа не предполагает отпущение грехов.

а. Николай:

— Только в присутствии священника можно определить, отпускать человеку грехи. Бывает, что, исповедуясь, люди не раскаиваются и не намерены исправляться. А некоторые вообще хвастается своими грехами. Тогда исповедь будет недействительна.

И надеяться, что онлайн можно соблюсти тайны исповеди, — бесполезно. Хакеры часто взламывают различные сайты. И как священник может быть уверенным, что не звонит какой-то хулиган? Поэтому есть угроза бесславия исповеди как Таинства. В нашей епархии епископ запретил священникам иметь с собой смартфон во время исповеди. Даже выключен. Ведь они могут работать как пассивный микрофон и управляться дистанционно для передачи записей разговоров. Священник не может допустить, чтобы человек, который исповедуется, сомневалась в сохранении услышанного в тайне.

Надеяться, что онлайн можно соблюсти тайны исповеди, — бесполезно.

прот. Андрей:

— Мы не практикуем исповеди онлайн. Впрочем во время пандемии COVID-19 священникам рекомендовано по просьбе верующих посещать их дома или в больнице для духовных бесед, исповеди и причастия.

— А если человек не может прийти в храм, а в больнице или дома ее запрещено посещать?

— Искренне раскаяться в грехах, по моему мнению, можно всегда и в разных обстоятельствах.

прот. Игорь:

— Используя все средства защиты, священники посещают даже в реанимации инфицированных коронавирусом и уделяют им Таинства. Конечно, на это нужно разрешение главного врача медицинского учреждения.

— В православных храмах во время карантина допускалась общая исповедь — почему не во всех конфессиях ввели такую практику?

прот. Игорь:

— В Украинской греко-католической церкви тоже предусмотрен совместный экзамен совести и покаяния. Это происходит, когда есть угроза смерти для верующих или на многочисленных паломничествах. Во время такой исповеди священник задает вопрос о нарушение каждой из заповедей Божьих. Те, кто имеет угрызения совести за определенный грех, мысленно говорят: “Боже, помилуй меня грешного” или подобные формулы. Так происходит акт покаяния. Однако общую исповедь, когда угроза жизни миновала, рекомендуют дополнить индивидуальной.

прот. Андрей:

— Во время общей исповеди человек может послушать перечень грехов, а потом пойти к причастию. Но такая исповедь без изменения своего мышления и исправление своего поведения может быть и вредной.

а. Николай:

— Кстати, в первых веках тоже практиковали общую исповедь. Тогда все проявляли свои грехи перед всеми. А трудно согрешить разрешено было лишь раз в жизни. Убийцы, прелюбодеи, если совершали тяжкий грех во второй раз, отлучались от Церкви уже не имели возможности вернуться. В IV веке в Церкви пришли к выводу, что лучше не разглашать грехи публично, а признавать их индивидуально перед священником.

Спасибо, что прочитали этот текст в газете Экспресс. У нас — только оригинальные тексты.

Читайте также о том, как Россия вывозит из оккупированного Крыма украинских детей-сирот