Магическое действо гуцульской коляды весомо отличается от традиционного городского Крещение. Поэтому в селе Криворивня, известном как «украинские Афины», в период рождественских праздников – сотни гостей, несмотря на колкие морозы и неблизкую дорогу. Впрочем, кто хотя бы раз увидит Видорші (гуцульская название Иордана) – не удивляется этому.
Вокруг церкви Рождества Пресвятой Богородицы – особенно оживленно. Храм, только перенесенный сюда из поселка Заречье ровно 300 лет назад – в 1719-м, признан наивысшим достижением традиционной гуцульской архитектуры и имеет статус памятника архитектуры государственного значения. За три века, несмотря на все испытания, он никогда не был закрытым, и в нем за всех времен, влад, восстаний и даже войн совершались Богослужения. Начинается служба Божья, потом – часовая проповедь местного священника отца Ивана Рибарука, которая для слушателей проходит на одном дыхании.
Хоть в полдень группа колядников и зрителей многолюдный, и до окончания таинства миропомазания неизменно колядует церковный хор. За это время есть возможность рассмотреть «униформу» колядников: поверх вышитых рубашек – ярко расшитые безрукавки, украшенные огромными кутасами темно-бордовые сердаки, штаны заправлены в высокие сапоги. Топорики-бартки – даже у ребятишек. Музыкальные инструменты – трембита, рог, скрипки. До запястья правиць привязаны колокольчики.
Маленькие колядники не пренебрегают своей ролью: слова длительной колядки подхватывают вместе со старшими. Коляда для гуцулов – не игрушка. От Рождества до Крещения колядники должны побывать во всех без исключения домах. Колядуют даже там, где хозяева не живут: «Чтобы добро не минуло дом и землю». Еще за три месяца до Рождества крестьяне начинают записываться «на коляды».
Колядники выстраиваются по большому кругу-сердцем вокруг креста. Узким кругом – скрипачи. Лицом к храму, а уже перед новой колокольней – трембитари.
В этом году – 126 колядников. Собственно коляда в круге на традиционную гуцульскую мелодию длится недолго, около 10 минут. Впечатление, однако, незабываемые: по команде трембиты вздымаются к небу, остальные дует в рога. Громким эхом гуцулы извещают – и горам, и остальному миру: сегодня коляда завершается. Распевая, гуцулы в ритм коляде подбрасывают вверх бартки.
Затем процессия вереницей отправляется в реки Черного Черемоша, извилистый профиль которого и подарил вот такую необычную название легендарному селу. Коляда при этом не стихает: куплетов хватает вплоть до берега.
Место для водосвятия готово уже давно. Украшены ледяные скульптуры – крест, часовня, год от Рождества Христова – все дело рук талантливых жителей села. Обряд происходит на самом берегу реки, отсюда желающие и набирают воду в празднично украшенные сосуды.
В конце не забывают и о завершающую коляду (розпляс). А напоследок вполне органично в христианский обряд вплетается гимн Украины.
Никто не защищает и искупаться в морозную погоду: несколько местных смельчаков решаются на иорданское погружения в горную реку. Есть среди них и женщины, и даже редкие женщины и дети.
Вполне очевидно: в горах – сердечник аутентичности украинских рождественских праздников. За колоритом нужно ехать именно сюда. Впрочем, львовянам, что не были свидетелями этой магии, гуцулы подготовили подарок: 27 января в 14:00 на проспекте Свободы они представят День гуцульской культуры.
Ольга НИКОРАК и Юрий НИКОРАК,
фото Юрия НИКОРАКА и Натальи КАБЛЮК (главное фото)