Завтра украинцы пойдут в храм и освящать воду, а после службы и праздничного обеда настоящие смельчаки будут прыгать в освященную прорубь, пишет газета Экспресс.
А как праздновали Иордан наши предки? Какие обычаи сохранились по сей день? Какие блюда следует готовить в Навечерие Богоявления? Подробнее об этом рассказывает Леся Горошко Погорецька, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнологии современности Института народоведения НАНУ.
— Почему в народе этот Сочельник называется «голодной кутьей»?
— Завершается длительный цикл зимних праздников, почти все запасы еды были исчерпаны. Считалось, что кутью готовили из последних зерен, которые остались в хозяйстве.
— Какие блюда готовить?
— Такие же, как и накануне Рождества. За стол следует садиться, когда на небе появится первая звезда. Сначала надо выпить немного святой воды, а уже потом потреблять пищу.
— Что еще делали наши предки в Навечерие Богоявления?
— Перед ужином хозяин обязательно кропил освященной водой всех членов семьи и хозяйство. Этого обычая придерживаются и сейчас. В некоторых регионах Украины свяченую воду выливали в колодцы — верили, что тогда вода в колодце никогда не высохнет.
— Говорят, что после Богоявления нельзя две недели стирать. Откуда это верование?
— Еще в древности запрещалось стирать в иорданской воде в течение двух недель, потому что считалось, что вся вода святая в это время. В некоторых регионах люди до сих пор придерживаются такой традиции.
— В селах в Навечерие рисуют на дверях крестики…
— Так, с древних времен крестики рисовали над каждым отверстием в доме — и над дверью и над окнами. Их наносили освященным мелом, маслами или же викопчували свечой. Также лепили крестики из теста, которое замешивали с освященной водой. А когда в доме кто-то болел, то это тесто соскребали с дверей и им кормить больного.
— А когда из дома выносят дидуха?
— Собственно в Навечерие. Так якобы прогоняли умерших родных, которым пришло время возвращаться в потусторонний мир. При этом говорили: «Вон кутья, из покутья, а узвар — иди на базар». Эти слова символизировали завершение цикла новогодне-рождественских праздников.
— Как праздновали Крещение?
Утром вся семья шла в церковь. После Святой Литургии каждый пил освященную воду. После этого можно было садиться за стол и кушать любые блюда.
— А потом — прыгали в прорубь?
— Конечно! Прыгая в прорубь, наши предки верили, что отправляют души умерших в потусторонний мир. Обязательно должны окунуться те, кто на Маланку перебирался на всякую нечисть: такое наряджение также олицетворяло умерших родственников, поэтому их надо было смыть.
Также верили, что кто прыгнет в прорубь первым, тот будет найздоровшим, ведь с каждой последующей человеком вода становилась, так сказать, менее святой. Тем временем возле церкви кто-то из присутствующих обязательно должен был сделать несколько выстрелов из ружья. Этими выстрелами люди прогоняли коляду вплоть до следующих праздников.