А.Тарасов: «В Украине не судят за харрасмент, но есть уголовная ответственность за вторжение в личную жизнь и разглашение медицинских данных»

За рубежом скандалы на почве темы сексуальности не являются чем-то новым: в судах считается обычной практикой рассматривать иски о сексуальных домогательствах. В СМИ сексуальное домогательство называют харрасментом. В Украине эту тему стали обсуждать после ряда случайных фраз депутатов «Слуги народа», назвавших свою коллегу «корабельной сосной». В Украине за случаи харрасмента в суд иски не подают, но есть уголовная ответственность за вторжение в личную жизнь, разглашение чужой конфиденциальной переписки, медицинских данных. Об этом в интервью ГолосUA сообщил управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов.

– Андрей, что такое харрасмент – только ли сексуальное насилие, если говорить о нормах закона?

– Чаще всего слово харрасмент применяют в отношении сексуальных домогательств. Но в целом, это довольно обширное понятие. Это несколько повторяющихся поступков, которые унижают другого человека, пугают его или заставляют чувствовать стыд, нарушают неприкосновенность личной жизни. Сюда входят и сексуальные домогательства, и насмешки, угрозы, нежелательный физический контакт. Когда кто-то постоянно насмехается над вашей религией, расой, телосложением – это харрасмент. К нему же можно причислить даже принуждение коллег посещать религиозные мероприятия, если это не входит в список рабочих обязанностей. В украинском законодательстве слова «харрасмент» нет. Более того, нет даже аналогов ему. В целом, этот вопрос у нас очень плохо урегулирован.

– По вашему мнению, нужны ли в цивилизованном государстве правовые нормы, защищающие человека от вторжения в личную жизнь? Что такое вторжение в личную жизнь, чем это отличается от харрасмента?

– Вторжение в личную жизнь – это незаконный сбор, хранение, использование или распространение личной, чувствительной для человека информации. Например, о болезнях, сексуальной ориентации, имущественном положении, личной переписки и фотографий.

Тогда как в США, к примеру, харрасмент – это форма дискриминации, ущемления прав человека. Отношение к другому человеку, как к кому-то худшему, не заслуживающему уважения. Комиссия по равным возможностям трудоустройства (EEOC) составила целый свод правил, где четко прописаны действия, которые можно расценить, как харрасмент. Среди них увольнение за отказ в сексуальных услуг, или отказ от продвижения по службе, потому что у человека «не та» раса, религия, пол или возраст. А также повторяющиеся сексуальные домогательства, намеки и т.д. со стороны коллеги или шефа.

– Можно ли привлечь к ответственности за вторжение в личную жизнь в Украине?

– В Украине теоретически можно. Но сделать это будет крайне трудно. Большинство людей предпочитают не ввязываться в этот процесс, так как он может быть еще более болезненным, чем сам факт распространения личных данных. Про кризис судебной и правоохранительной системы помните? У нас с убийствами и воровством разбираться не очень хотят, что уж говорить о задетых чувствах и личных переписках.

С сексуальными домогательствами на работе и того сложнее. В Украине этот вопрос хоть как-то регулирует «Закон об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Но привлечь к ответственности за домогательства практически нереально.

Добавлю, что в Европе и США широко распространена практика противодействия харрасменту на корпоративном уровне. Компании заботятся о собственной репутации, потому пытаются решить этот вопрос заранее и самостоятельно, без привлечения правоохранительных органов. Заранее составляется кодекс поведения для сотрудников, прописывается инструкция куда обращаться в случае проблем, как расследовать подобные дела. Иногда, правда, доходит до абсурдных ситуаций, когда компания так боится скандала, что без всяких проверок увольняют сотрудников, против кого была подана жалоба. Привлечение к ответственности через суд также возможно. Но даже в Европе и США, где законы намного лучше регулируют такой вопрос, далеко не все решаются пойти против корпоративных гигантов и влиятельных боссов. Многие просто предпочитают сменить работу и забыть все как страшный сон.

– Каковы сроки исковой давности, если в Украине хотят подать иск о вторжении в личную жизнь? И какова официальная формулировка – вторжение в личную жизнь, нарушение права на конфиденциальность, нарушение права на тайну переписки, телефонных разговоров?

– Есть статья 182 Уголовного кодекса Украины, которая определяет вторжение в личную жизнь как «незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о лице или незаконное изменение такой информации». Личные разговоры и переписка, медицинские данные – являются конфиденциальными данными и защищены законом. Сроки привлечения к ответственности по этой статье составляют от трех до пяти лет.

Если харрасмент находит свое отображение в оскорблениях, унижениях, распускании слухов и тому подобных действиях, то можно подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Тут срок исковой давности стандартный – три года.

– Андрей, по вашему мнению, стоит ли в Украине вводить наказание за харрасмент?

– Конституция Украины гарантирует каждому право на защиту чести и достоинства, защиту от вторжения в личную жизнь и персональных данных.

Но, к сожалению, нарушения этих прав встречаются повсеместно. Относительно недавно в Украине заработал закон о противодействии буллингу, предусматривающий штраф и даже исправительные работы за травлю в школе. Но он касается только участников учебного процесса. А «Закон об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» работает так себе.

На бумаге мы все равны. Но дискриминация на работе встречается очень часто, а защититься от нее получается далеко не у всех. Если даже с сексуальным насилием и повальной дискриминацией, против которых есть действующие законы, мы справиться не можем, что говорить о более «тонких» проблемах?

Безусловно, нам необходимо работать над тем, чтобы честь и достоинство человека в Украине защищались не только в «законном вакууме». Абьюзивное, насильственное поведение в коллективе приводит к проблемам со здоровьем, психикой и даже к суицидам. И это не страшилки из журнала, а вполне реальный факт.

– Как вы думаете, многие ли украинцы знают о своих гражданских правах в части неприкосновенности частной собственности, права на неприкосновенность частной жизни, права на тайну переписки, телефонных разговоров? Что включают в себя эти понятия сегодня?

– Одна из главных проблем Украины – плохая осведомленность граждан о собственных правах. О том, что такое Конституция, знают далеко не все. Потому, конечно, многие грехи массово сходят с рук, просто от необразованности жертв. О том, что в дом полицейские могут войти только по приглашению или определению суда, простые обыватели узнали из сериалов. Кто-то может даже знать о том, что переписка и разговоры – дело конфиденциальное. Но как конфиденциальность эту защитить – в Украине не знает практически никто. Более того, подписывая, не читая, пользовательские соглашения, люди сами открывают третьим лицам собственные секретики. И если в результате этого возникнут проблемы, могут пенять только на самих себя.

А.Тарасов: «В Украине не судят за харрасмент, но есть уголовная ответственность за вторжение в личную жизнь и разглашение медицинских данных»

По материалам: Голос