В. Гайдай: «Диджитализация не может заменить живое общение»

Впервые в истории независимости наша страна на довольно длительное время оказалась на карантине. Из-за эпидемии COVId-19 жизнь буквально остановилась. Как жить в таких условиях, работать и учиться? Власти среагировали быстро, переведя все сферы в онлайн-режим функционирования. Корреспондент ГолосUA пообщался с политологом, кандидатом исторических наук Валентином Гайдаем о том, как за время карантина проходил, в частности, процесс обучения. Говорили о плюсах и минусах дистанционного образования в режиме онлайн, а также об эффективности такого варианта получения знаний. И может ли онлайн образование стать альтернативой привычному обучению в школах и вузах?

– Валентин, давайте начнем с качества и эффективности украинского образования… Какую «картину» мы имеем сегодня?

– Понятно, что за время карантина многие родители могли, наконец, лично посмотреть, чему, как и кто учит их детей в школах. Хотя, я не думаю, что для многих родителей это был какой-то шок или что-то новое, потому что действительно за все годы независимости у нас показатели по качеству образования, по науке занижались, падали. Но именно резко они начали падать последние четыре, пять, шесть лет после известных реформ образования, после еще большего ухудшения и качества педагогики в Украине, и системы образования. Поэтому оно и вылилось в то, что мы могли видеть – в «ливанскую войну Ивана Грозного», в «омывание Австралии Атлантическим океаном». В элементарные ошибки в правилах арифметики, вычитании, умножении, делении. И не стоит забывать, что внешнее независимое оценивание тоже откладывалась в связи с карантином.

– Уже давно функционируют онлайн-курсы для подготовки к ВНО и не только… А в условиях карантина образовательный процесс перевели в онлайн-формат… Насколько удобен такой вариант обучения?

– Многие родители обращали внимание на подобные онлайн-курсы. Тем более, я вам скажу, как человек, который проработал 10 лет в сфере науки и образования, что обучение, уроки по скайпу, например, или записанные ранее уроки, которые были заложены в социальных сетях, давно уже практиковались. Я вам могу назвать с десяток разных репетиторов по английскому языку или то, что ближе мне, по истории, которые действительно практиковали онлайн-курсы. Потому что это действительно удобнее. Может быть, многие родители и не согласны были бы в обычных условиях на такой формат проведения лекции, потому что всё-таки и внимание рассеивается, и, конечно же, может быть, непосредственно живое общение лучше. Но в условиях карантина, эпидемии это было выходом из ситуации как для самих преподавателей, педагогов, так и для учеников.

– Давайте поговорим о преимуществах и недостатках такого формата обучения… Начнем с плюсов…

– Ну, понятно, что это была вынужденная мера. Но опять-таки, смотря как посмотреть. А был ли вообще картин оправдан? Я много раз давал комментарии по этой теме. Ну, хорошо, вы сейчас делаете послабление, такой переходной карантин или как там они его назвали, адаптивный. Так вот, называйте, как хотите, но всё равно это вы уже делаете определенное послабление. Это когда у нас прирост, допустим, 350 новых инфицированных, а обычно он более 400 или 500. Вы делаете послабление, но в то же время вы вводили этот карантин, когда у нас было всего лишь пару десятков заболевших. Ну где тогда логика? То есть были ли вообще такие меры оправданы? Но, если всё-таки уже рассматривать с этой точки зрения, что, действительно, такие меры были оправданы, то, конечно, это был какой-никакой, но выход из ситуации – вот эти онлайн-уроки.

Правда, не совсем понятно, почему они транслировались на частных телеканалах и провокационных, которые специализируются на каких-то праймах с различными политическими, экономическими экспертами, какими-то ток-шоу политического характера. Почему на них транслировались эти онлайн-уроки – отдельный вопрос.

Из позитивного, что они хотя бы транслировались. Но я так понимаю, не по всем предметам. Была история, математика, физика, география…

– Уроки физкультуры тоже были…

– Ну, физкультура – это такое… Это больше похоже на утреннюю аэробику. Что там – подтянулись, потянулись, пять прыжков, десять отжиманий. Тут уже, знаете, у каждого свой урок физкультуры. Но из всех образовательных предметов, что я заметил, было, по-моему, чуть более половины, если я не ошибаюсь, не было предмета «Людина и світ», не было «Основ правознавства», «Основы экономики», которые читаются в 9-10 классах. Ну хотя бы какие-то самые главные уроки были, это уже плюс.

А из минусов… Это, понятно, что в любом случае рассеивается внимание, потому что это не урок по звонку, от звонка до звонка, где надо отсидеть, хотя бы присутствовать. Школьника где-то там могут отвлечь чем-то.

– Да, одного желания недостаточно, нужна мотивация, самостоятельность и дисциплина…

– Да, конечно. Вот транслировали уроки на 112-ом канале, но ведь он же не везде транслируется по Украине. Его после каких-то проверок исключили из пакета Т-2, если я не ошибаюсь. В крупных городах, возможно, проблем не было, это еще в зависимости от того, какой провайдер, кто транслирует эти каналы и какой у них пакет этих каналов. Потому что, например, я много слышал, что даже в Киеве отдельные каналы, такие как «НАШ», например, или «ЗИК» – у них нет каких-то мобильных провайдеров. Поэтому тут возникает вопрос, а доступны ли были эти занятия ну хотя бы для процентов 50 школьников?

Конечно, анализируя просмотры на Youtube-каналах данных телеканалов, я мог сделать вывод, что был повышенный интерес. Потому что если, например, на том же 112-ом канале и, точно не помню, на «Ньюз Ван» транслировались такие уроки? Так вот у них просмотр обычно 2-3 тысячи онлайн. А когда транслировались эти уроки, было более 10 тысяч онлайн-просмотров именно на их каналах в Youtube. Поэтому, конечно, исходя из этого, можно сделать вывод, что всё-таки эти уроки какой-то популярностью пользовались или вниманием, по крайней мере. То есть хотя родители заставляли своих детей или дети сами проявляли инициативу, что, конечно, менее реально. Но, может быть, к изучению тех материалов, которые были на тех уроках.

– Насколько эффективны такие занятия?

– Ну я же говорю, что это вынужденная мера. Понятно, что лучше индивидуальное общение, даже пусть оно будет по скайпу, но, чтобы это было какое-то эксклюзивное общение именно педагога с конкретным школьником, а не какое-нибудь абстрактное, где учительница надевает на голову кастрюлю. Тут, скорее, больше взрослые смотрели и смеялись над этой кастрюлей. Это если мы конкретно про этот случай говорим.

То есть, понятно, что это вынужденная мера. Но, если мы говорим об онлайн-обучении, то чтобы это были группы, например, до 10 человек, чтобы было эффективнее и педагогу как-то услышать каждого ученика и ученику какой-то вопрос задать. Вот смотрит ученик этот урок, что-то не понял. Даже, например, он может что-то отмотать назад, есть там такие функции на новых телевизорах или в Интернете найти. Но он не сможет поставить какой-то вопрос, который его интересует, что-то уточнить. А может быть дикция была не совсем внятная у педагога или ещё что-то. Это жизнь, понимаете? Тем более что мы могли убедиться, что это особо не онлайн-уроки, они же все равно были в записи. То есть это был непрямой эфир.

Но даже в этом плане они не удосужились как-то проанализировать записанные материалы, извлечь какие-то ошибки, перезаписать что-то, что не так пошло. То есть такие ляпы были возможны. Конечно, у детей могли возникнуть вопросы.

– Да, это хорошо, если под боком опытный дедушка, бабушка, папа или мама, которые могут что-то подсказать, если, конечно, они компетентны в этом вопросе…

– Если, допустим, мама, находясь рядом с ребенком во время онлайн-урока, заметила, что учительница «ляпнула» про Атлантический океан. Она скажет: «Доченька или сыночек, учительница ошиблась». А многие могли этого не заметить или даже не быть с ребёнком. А у ребёнка уже заложилось, что Австралия омывается Атлантическим океаном. Поэтому это минус.

Если абстрагироваться именно от эпидемии и карантина, то понятно, что ни о каком онлайн-обучении, в принципе, речи быть не может, это может быть только дополнительной мерой, как предмет репетиторства, каких-то внеклассных уроков, только так и с ограниченным количеством учеников. Это как блогеры делают какой-нибудь стрим, например, что его смотрят онлайн тысяч пять сразу. Это не будет эффективно.

Эффективно – это именно непосредственно работа с каждым учеником, индивидуальный подход к каждому ученику, ответы на вопросы каждого ученика, если есть вопросы у ученика. А если это будет что-то общее, то я ещё раз повторюсь: как вынужденная мера, временная, то может быть. Но, снова-таки, надо следить за качеством педагогов, кого вы приглашаете. Ведь такие отмазки, что боятся камеры… Я понимаю, я сам боялся камеры, когда ходил первый раз на эфир. Это нормально. Но это же запись. Что им мешает сделать пару дублей? Что мешает лицензировать эти видеоуроки? Потому что, я так понимаю, что их не лицензировали, если такие ляпы случаются… Ладно, там она надевала кастрюлю. Это как бы их взгляд, может быть, они считают, что это правильно. Может быть, они считают, что будет правильно на урок по каменному веку в школе мамонта принести или голой прийти… Вот, пожалуйста, это уже их дело. Но ляпы исторические, географические, математические… Они же есть. Вот проблема.

– То есть, вы хотите сказать, что к проведению онлайн-уроков плохо подготовились?

– Да, плохая подготовка, и это эхо деградации общей системы образования. Что мы посеяли в 90-х, то сейчас и пожинаем. Ну, если студентов второго, третьего курса к карте вызывают, а они не могут элементарные вещи показать. Если они не знают, где Киев, где Крым, дельта Дуная, условно говоря… А потом довольно часто такие студенты получают красные дипломы. То чему они могут научить детей в школе? Ну вот чему мы удивляемся? Ничему мы не можем удивляться. Вот поэтому это ретранслировалось всё на миллионную аудиторию.

 – Хорошо, давайте подытожим… То есть, онлайн-образование не может заменить нормального, привычного процесса обучения в школе и вузе?

– В принципе, не может. Только, если это онлайн-курсы, подготовка к ВНО… Да и то, если это, например, я сижу и учу вас по скайпу.

– Индивидуально…

– Да, да. Или может быть ещё до десяти человек, даже до пяти. Если это не онлайн, если это где-то в каком-то помещении группа из десяти человек – это одно. Всё равно же вы понимаете, что даже если тет-а-тет ученик с учеником общаются по скайпу, то всё равно это и поле зрения не то, это ограничено немного. Понятно, что можно ему какие-то файлы присылать, но снова-таки, какой бы ни был прогресс, какая бы там ни была диджитализация, о который нам рассказывают уже год, но всё равно она не может заменить живое общение, которое считается наиболее правильным и плодотворным, если так можно выразиться. Кстати, по мнению многих, даже в развитых странах, таких как Япония, Великобритания, всё равно отдают предпочтение именно живым урокам, а не онлайн-урокам. Потому что онлайн всё равно имеет ряд минусов, которые я уже называл.

В. Гайдай: «Диджитализация не может заменить живое общение»

По материалам: Голос