Госрегулирование цен: нужно ли оживлять похороненный инструмент?

«Ценовой шторм» на прилавках супермаркетов, который наблюдался на первой неделе карантина, заставил Кабмин реабилитировать похороненный прежними властями инструмент регулирования.

Из-за шоков, вызванных карантином и пандемией коронавируса, власти решили вернуться к государственному регулированию цен на социальные продукты. Еще во второй половине марта премьер-министр Денис Шмыгаль поручил профильным ведомствам провести соответствующую работу и выйти с решениями по этому вопросу.

Заявление главы Кабмина совпало со взлетом цен в торговых сетях. Так, во второй декаде марта подорожали продукты из «борщевого набора» (капуста – на 86%, морковь – на 48%, картофель – на 39%, лук – вдвое), крупы (гречка – на 50%, пшено – на 11%) и фрукты (лимоны – вдвое).

Кроме того, выросли в цене мука (5%), яйца (6%), сахар (8%), макаронные изделия (9,5%) и мясная продукция (2–10%).

Среди причин «ценового шторма» назывались действия поставщиков торговых сетей, а также закрытие базаров, которые до карантинных мер сглаживали ситуацию на розничном рынке.

Однако главный фактором подорожания продовольствия стал ажиотажный спрос, который возник на фоне введения жесткого карантина и панических настроений. К счастью, необоснованно завышенные цены продержались недолго.

Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко заявил, что с начала апреля фиксируется благоприятная для потребителей ценовая тенденция, а поставщики «добросовестно относятся к формированию цен».

«Потребительский спрос существенно снизился, люди стали вести себя более рационально. Это и привело к стабилизации цен. По некоторым товарам мы даже видим уменьшение цен. Я не думаю, что в этом вопросе большую роль сыграло государство», – рассудил в СМИ аналитик Андрей Блинов.

Однако государства все же внесло свою лепту в дело. В апреле стало известно, что крупные торговые сети пошли на снижение наценки на период карантина, поддержав рекомендации Антимонопольного комитета.

При этом некоторые ритейлеры вообще отказались от наценки. Речь идет о товарах повседневного потребления, среди которых: сахар, макаронные изделия, масло, яйца, молоко, мука, гречка, свекла, капуста, картофель, морковь и лук.

Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что снижение наценок ориентировано на недопущение ухудшения покупательной способности граждан.

 «В данном случае наблюдается прямая зависимость от того, что снижение наценок позволит людям покупать больше продуктов», – считает эксперт.

По его мнению, если карантин будет затягиваться, то торговые сети не смогут себе позволить удерживать «скидку», поскольку это влечет за собой снижение рентабельности.

«Снижение наценки на продукты является политическим шагом, который даже на небольшом этапе сможет оказать влияние на положение населения. В марте мы наблюдали рост цен на продукты, теперь же наблюдаем снижение – в результате чего торговые сети отдают то, что взяли у населения в начале марта», – заключил Дорошенко.

Действительно, на прилавках наблюдаются условно дефляционные процессы. К примеру, последовательно дешевеют продукты «борщевого набора». Однако тут заслуга больше рыночных тенденций, чем регуляторных рычагов. Так, картофель снизился в цене до 7-10 гривен за кило из-за увеличения доли импорта. Вместе с луком и морковью дешевеет и капуста, так как фермеры спешат распродать прошлогодние запасы до появления на рынке молодого урожая.

Как бы то ни было, но работа над возобновлением госрегулирование цен на социальные продукты продолжается, заявил министр Петрашко.

Напомним, госрегулирование было упразднено при правительстве Владимира Гройсмана. Тогда чиновники мотивировали отмену тем, что рынок сам себя организовывает, а участие государства в формировании цен – это пережиток прошлого и инструмент давления на бизнес в сфере розничной торговли.

Суть регуляторного инструмента была в следующем – запрещались торговые надбавки выше 15% на социально значимую продовольственную продукцию. К таким товарам относилась мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядина, свинина, мясо птицы, вареная колбаса, молоко, сметана, масло, творог и яйца.

Производители, согласно правилам, обязывались декларировать цены на продукцию, а также обосновывать необходимость изменения этих цен.

Теперь же, со слов министра Петрашко, будет разработан «более мягкий инструмент регулирования».

«На данный момент это 10 товаров, основные для каждого человека или домохозяйства, – мука, сахар, макаронные изделия, молоко, яйца, хлеб, мясо птицы, сливочное масло, гречневая крупа», – сказал он.

Экономист Олег Пендзин считает возобновление госрегулирования правильным шагом, поскольку оно позволит бороться с ценовым волюнтаризмом на местах.

 «Когда люди ограничены в передвижении и не могут поехать в другой район за продуктами, у нас создается маленькая локальная монополия со стороны отдельно взятого магазина. Особенно тяжело это в небольших городах, где магазин охватывает достаточно большой круг покупателей. Если раньше человек мог выбрать, где ему покупать, то теперь, когда действуют правила карантина, он такого позволить не может и покупает там, где ближе к дому», – пояснил эксперт.

А экономист Александр Охрименко уверен, что обещанный контроль за ценами на продукты в магазинах ни к чему не приведет.

«Это просто имитация работы Кабмина, ведь для контроля за ценами существует Антимонопольный комитет, а решение Кабмина принесет просто дополнительную бюрократию. Вся эта история из 90-ых годов и заключается она только в оформлении дополнительных документов. Регулирование цен возможно только в случае, если торговые сети покупают продукты у частных лиц, но они этого не делают», – отметил эксперт.

Госрегулирование цен: нужно ли оживлять похороненный инструмент?

По материалам: Голос