Д. Марунич: «После карантина задолженность украинцев за услуги ЖКХ возрастет на миллиарды гривен»

20 марта Министерство развития общин и территорий запретило местным компаниям и властям в связи с карантинными мероприятиями по всей стране отключать предоставление услуг ЖКХ украинцам. Учитывая, что уровень задолженности продолжает расти, актуальным становится вопрос о том, с какими показателями страна выйдет после карантина. Для этого корреспондент ГолосUA пообщался с сопредседателем Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем.

-В связи с тем, что в Киеве последнее время наблюдается относительное похолодание, а в ближайшее время синоптики пообещали похолодание до -3 градусов и даже заморозки, не рано ли отключили тепло?

-Как известно, имеются нормативы, согласно которым отопление было отключено, когда среднесуточная температура превысила 8 градусов по Цельсию. В данное случае мэрии крупных городов поступали формально, и претензий к ним нет. Кроме того, отопление все же следовало бы отключить, поскольку люди платят за данную услугу немалые деньги. Вряд ли обещанные заморозки будут критическими или сколь-нибудь длительными. Поэтому отключение подачи тепла в целом было правильным решением.

-Ранее в Госстате сообщили, что на 1 марта задолженность за услуги ЖКХ превысила 32 миллиарда гривен… Как считаете, насколько она может увеличиться после карантина?

-Действительно, есть факт снижения оплаты за ЖКХ. Причем он был неизбежен в силу происходящих процессов. Но по разным регионам называются разные цифры – 15, 20, 30 и даже 40% задолженности. К примеру, поставщики универсальных услуг облэнерго говорят о кризисе неплатежей за электроэнергию.

Сейчас сложно сказать, во сколько раз задолженность вырастет. Но она увеличится на миллиарды гривен. Конечный результат мы увидим по окончании текущего состояния.

Ранее цифры задолженности, названные Госстатом, имели тенденцию к росту еще до коронавируса, хотя ситуация в стране не была такая уж и плохая (даже фиксировался рост доходов тем же Госстатом). Сейчас эта тенденция усугубится.

-Ранее мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что льготный период оплаты за коммунальные услуги продлится до окончания карантина… При этом отметил, что на конец марта уровень оплаты услуг не достиг 80%… Как будет обстоять ситуация с задолженностью в столице?

-Следует ожидать роста задолженности киевляне перед «Киевтеплоэнерго», «Киевводоканалом» и другими предприятиями. Но хочется надеяться, что не критически и это не приведет к обвалу платежей и последующими за этим отключениями.

Конечно, пока по решению Кабмина запрещено отключать поставки энергоносителей и услуг ЖКХ за долги. Но когда вся эта история закончится, поставщики услуг будут бороться за надлежащий уровень оплаты и тогда возможно мы увидим кампанию, направленную против должников в том числе по ограничению поставок там, где это возможно. К сожалению, все это неизбежно, потому что поставщики не смирятся с таким низким уровнем оплаты, и это очевидно как дважды два.

-Ранее в СМИ распространялась информация, что в июне количество платежек должно увеличиться еще на 12 штук… Имеется ли в этом объективная необходимость, на ваш взгляд?

-Увеличение количества «платажек» — неизбежно. И более того – это далеко не последнее увеличение их количества. Если мы говорим сейчас об энергоносителях, то, к примеру, впереди нас ждет разделение оплаты используемой электроэнергии непосредственно за ее поставку и за саму электроэнергию как товар. Скорее всего, то же самое будет и с горячей водой.

Все это осуществлялось в соответствии с нормативной базой, принятой достаточно давно, а потому ничему здесь удивляться однозначно не стоит. Да и отменить этот процесс просто так нельзя, поскольку он ранее был утвержден большим количеством документов. Кроме того, Соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом не прямо диктовало переход на подобного рода оплату.

Надеюсь, что в результате разделения не произойдёт существенного увеличения общего счета для конечного потребителя.

В газовой отрасли «Нафтогаз» продолжает забирать львиную долю денег за потребление газа от конечного потребителя, а распределяющие компании получают недостаточно, чтобы обеспечивать стабильную и нормальную работу. Даже после последнего повышения тарифа ничего принципиально не изменилось, и они все равно остаются недофинансированными.

Грубо говоря, в данном виде данная система функционировала еще с советских времен. С появлением же рыночного типа хозяйствования, данные изменения стали неизбежны. Но увеличение количества платежек – вовсе не самая большая проблема. Главное, чтобы общий счет потребителя не вырос или несущественно вырос. Учитывая, что сейчас наблюдаются низкие цены на углеводороды, это на общем фоне может смягчить ситуацию для конечного потребителя.

-В конце марта глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил, что у него есть некий план на случай кризиса из-за коронавируса… Как вы считаете, что он имел ввиду?

-Вообще, это довольно странное заявление Коболева, поскольку до сих пор остается не ясным, что же он хотел этим сказать.

В данный момент «Нафтогазу» ничего не угрожает, поскольку 1 мая согласно закону об открытии рынка газа, компания должна перестать исполнять свои обязательства и утратить значительную часть своих функций, из-за чего ее значимость серьезно снизится. Как оно будет в действительности, мы увидим, но пока что нет никакого смысла в данном плане, поскольку полномочия, которые были ранее возложены на кампанию, – ею утрачены.

Д. Марунич: «После карантина задолженность украинцев за услуги ЖКХ возрастет на миллиарды гривен»

По материалам: Голос