Катера России не помогут: с чем Зеленский собрался на «нормандский» саммит

Россия вернула украинские катера в преддверии «нормандской встречи», но будет требовать выполнения Минских соглашений и особого статуса Донбасса — считают эксперты. Отмечают, что закон об особом статусе истекает, нового нет. А в МИД заявляют, что Украина готова выйти из договоренностей, дескать, имеются варианты…

Катера вернули к «нормандскому» саммиту

Украинские катера «Никополь» и «Бердянск», а также буксир «Яны Капу», находившиеся под российским арестом с ноября прошлого года в Керчи были возвращены украинской стороне и отправлены в Одессу. Это произошло после того, как в Париже, Берлине и Киеве подтвердили дату встречи «нормандского формата». Она должна произойти 9 декабря в Париже.

Формально МИД России не связывает передачу захваченных судов с проведением нормандского саммита. «Их передача на ответственное хранение украинской стороне стала возможной в связи с тем, что российские компетентные органы завершили необходимые следственные действия в отношении кораблей и их нахождение на территории Российской Федерации для продолжения уголовного процесса не требуется», — говорится в сообщении.

Однако политический аналитик Руслан Бизяев отмечает: «РФ демонстрирует Западу, что готова поддерживать ту эпоху перемирия, которая сейчас наблюдается в украино-российских отношениях. Это даже больше шаг не в сторону Украины, а в сторону Европы». Руслан Бизяев напоминает, что ранее имело место решение суда, которое российская сторона не выполняла, а передача судов произошла именно в преддверии «нормандского» саммита. «Прошло время, и РФ вначале вернула моряков, а затем корабли. Также не стоит забывать, что до конца года должна состояться нормандская встреча», — отметил он.

Что же будет рассматриваться на саммите в Париже? Президент Владимир Зеленский 3 октября заявил, что будет разработан новый закон об особом статусе Донбасса. А российское издание «Коммерсант», со ссылкой на источники в российских госстуктурах сообщило, что будет обсуждаться проблема особого статуса территорий так называемых ЛДНР.

Примечательно, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил недоумение по поводу того, как Украина будет согласовывать с самопровозглашенными республиками новый закон об особом статусе Донбасса. «Это такой краеугольный закон, а главное, его предстоит согласовать с «ДНР» и «ЛНР», а до сих пор Киев исключает прямые контакты. Как они будут согласовывать, в каком формате?», — заявил он.

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко подтвердил, что согласование необходимо. «В Минских договоренностях есть пункт о том, что все модальности должны быть согласованы с той стороной, ОРДЛО», – напомнил глава МИД.

Однако, пока законопроекта не существует, и нет даже рабочей группы по созданию этого закона. «Было бы хорошо, чтобы эти тексты были наработаны по состоянию на сейчас, чтобы мы приехали с готовыми документами. Но я не вижу, чтобы была создана группа в парламенте, которая бы взяла на себя эту инициативу, сказала, что 31 декабря не за горами, давайте поднимем существующий документ и подумаем, что мы можем переписать», – сказал министр.

По его словам, точно так же не обсуждается закон об амнистии, который тоже указан в минских соглашениях.

Следует напомнить, что 16 сентября 2014 года Верховная Рада еще 7-го созыва приняла законы о предоставлении особого статуса для Донбасса и об амнистии для участников вооруженного противостояния. Закон об амнистии предусматривал освобождение от ответственности участников незаконных вооруженных формирований, не совершивших тяжких преступлений. Однако спикер Верховной Рады Александр Турчинов отказался подписать закон об амнистии и не передал его на подпись Президенту Порошенко.

Закон истекает, новый не сочинили

Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (т.н. «закон об особом статусе») был принят в сентябре 2014 года и вступил в силу 18 октября 2014 года сроком на 3 года.  6 октября 2017 года Верховная Рада продлила его на 4 октября 2018 его продлили еще раз до 31 декабря 2019 года.

Причем к тому времени уже утратил силу закон о языках Кивалова-Колесниченко, предусматривающий региональные языки, а ссылка на него имеется в законе «об особом статусе». Кроме того, гарантии использования русского языка противоречат языковому закону, принятому в нынешнем году.

Как бы то ни было, срок действия «закона об особом статусе» истекает в Новогоднюю ночь, а у Верховной Рады имеется только две пленарных недели в декабре, когда его действие может быть продлено.

В действующем законе предусматриваются гарантии использования русского языка в образовании, СМИ и работе органов власти. Руководители прокуратуры и судов должны назначаться при участии органов местного самоуправления, Центральная власть должна способствовать трансграничному сотрудничеству с соседними регионами России. Государство обязуется оказывать поддержку экономическому развитию районов, а в бюджете должны быть четко прописаны расходы на их содержание. Министерства должны заключать договоры с местными органами власти. А те смогут организовывать отряды «народной милиции», которые должны действовать по украинскому закону.

Пока неизвестно, что собираются поменять. Спикер Рады Дмитрий Разумков заявляет, что проект нового закона об особом статусе Донбасса только начнет разрабатываться после встречи в «нормандском формате». «Я надеюсь, что «нормандская» встреча сможет дать ответы на многие вопросы, которые сегодня существуют в обществе. И создаваться такой законопроект будет, как и говорил Президент, совместно: Верховная Рада Украины, Офис Президента и общество», — заявил спикер.

Тем временем эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Денис Гаевский уверен, что «нормандская встреча» сюрпризов не принесет- от украинской власти по-прежнему будет ожидать выполнения Минских соглашений.

«Статус-кво по-прежнему остается неизменным. И риторика на новой встрече в «нормандском формате» не будут отличаться всех предыдущих встреч — это имплементация в украинское законодательство положения об «особом статусе» Донбасса, решение вопроса об амнистии и предложения об организации выборов на неподконтрольных Киеву территориях. Это ключевые позиции», — отметил эксперт.

Он обратил внимание на заявления главы МИД Вадима Пристайко, который заявил, что Украина может выйти из Минских соглашений, а в запасе есть «несколько вариантов».

«У нас есть папка с вариантом №2, на случай если вариант №1 не работает. В ней написано, что если минский процесс не реализуется, надо иметь другое направление действий», – сказал он, намекнув, что речь может идти о введении миротворцев. «Я уже много раз говорил, что это может быть операция по поддержанию мира. Минским процессом она вообще не предусмотрена»- пояснил министр.

Более того, он предусмотрел возможность, что введение миротворцев будет заблокировано на уровне Совбеза ООН российской стороной. «Тогда, очевидно, дипломатическая система достает третий вариант. И у нас в запасе есть еще несколько вариантов, которые обрисовывались уже президенту в общих чертах», – сказал глава МИД, не уточнив, что это за варианты.

Ранее сообщалось, что детали будущих переговоров в «минском формате» прорабатываются на уровне советников. Однако теперь президент РФ Владимир Путин недоумевает: «Мы видим заявления министра иностранных дел о том, что Украина собирается отказаться от минских соглашений. Это как? Что мы будем обсуждать в нормандском формате?».

Катера России не помогут: с чем Зеленский собрался на «нормандский» саммит

По материалам: Голос