В. Фундовный: «В Украине учителей уважают все, кроме власти»

Учитель, равно как и врач – одна из самых важных  профессий. Педагоги ведут нас с самого детства, а обучение в школе дает шанс на успех в жизни. Уважают ли учителей в Украине, что нужно менять в системе образования и как поднять престиж профессии – об этом ГолосUA расспросил главу свободного профсоюза работников образования и науки Украины Владимира Фундовного.

— Владимир Васильевич, остается ли профессия учителя уважаемой в нашей стране?

— Для обычных людей она уважаема и все к ней относятся с уважением. Но для наших руководителей во власти эта профессия расценивается как работа слуг каких-то, плебеев. Они считают, что учителям можно не платить зарплату, не платить награды, не платить достойную зарплату. На сегодняшний день воспитатель в дошкольном учреждении или учитель-новичок, который приходит после университета, получает зарплату 3600 гривен. Если такая зарплата – это уважение, то… вы понимаете.

— То есть, без всяких категорий получается очень маленькая зарплата…

— Да, начинающему учителю очень сложно. Но то, что предлагает новый министр Новосад – я считаю, это неправильно. На сегодняшний день уравнять начинающего учителя, и преподавателя, который положил 20, 30, 40 лет воспитывая наше молодое поколение, я считаю, что это неправильно.

— К вопросу о стаже. Зависит ли качество преподавания от опыта, или это все индивидуально и идет от человека?

— Это идет от человека. Профессия «учитель», профессия человека, который дает образование, — это призвание. В этой сфере не может работать человек, который пришел просто зарабатывать деньги, тут нужно призвание.

— Как вы относитесь к концепции «Новой украинской школы»?

— Негативно. На сегодняшний день не нужно изобретать колесо, если оно уже есть. Его можно немного улучшать, но не изобретать заново. Так же и образование: оно уже есть, и с ним что-то делать, говорить, что оно было плохим, а сейчас лучше – я бы так не сказал.

— А что в принципе нужно изменить в школах, чтобы программы соответствовали нынешним требованиям на рынке профессий? Возможно, материально-техническую базу…

— Материально-техническую базу однозначно нужно менять. Ее нужно делать такой, как, например, в Финляндии, как на уровне частных школ США.

Материальную базу однозначно стоит менять, но стоит ли менять сам подход к обучению – это вопрос. Я так думаю: если наши молодые специалисты, доктора наук, кандидаты или IT-шники в западных странах нарасхват, то они – специалисты. Они знают свою профессию в совершенстве, и если сравнивать их с коллегами из других стран, то они совершенно другие. Учеба и образование у нас как были на высшем уровне, так они и остаются. Самое главное, чтобы государство относилось к этому с должным вниманием.

— К вопросу о зарплатах. В МОН уже предупредили, что учителя не будут получать больше, стоит ли ожидать коллапса в системе образования?

— Я вам напомню 1996-97 годы. Учителя по всей Украине не получали зарплаты по 5-8 месяцев, но ходили на работу. Учителя – это люди, которые любят свою профессию, они все равно идут на работу, потому что понимают: там дети. Детям нужно дать образование, детям в дошкольных учреждениях надо дать занятия, пока родители на работе. Работники сферы образования это понимают, и они, как бы ни было сложно, будут это понимать. Плохо, что наше государство это не понимает.

Я, честно говоря, голосовал за новую власть, думал, что молодые девушки и парни придут и сделают все к лучшему. Плохо, что я в этом ошибся, потому что если сегодня новый премьер-министр говорит, что у нас недостаточно денег на повышение зарплат для преподавателей, но у судьи зарплата 400 тысяч, а в прокуратуре – 200 тысяч, а у Коболева – 28 миллионов, то уж извините. Я понимаю, что Зеленский взял себе 28 тысяч зарплату, но Коболев – 28 миллионов. Где у нас тогда нет денег? Да у нас, получается, денег куры не клюют.

— Наконец, как повысить престижность профессии учителя?

— Если только государство повысит зарплату работникам сферы образования, то в образовании будет не большинство людей предпенсионного и пенсионного возраста, а больше молодежи. Сегодня молодежь не может пойти на зарплату в 3-4 тысячи, если аренда квартиры в Киеве стоит 5-8 тысяч. Как можно пойти на такую зарплату, если не хватает даже на квартиру, а еще нужно питаться, одеваться сходить в театр или кино, поехать в отпуск.

По этой причине государству в первую очередь стоит подумать о таких профессиях, как учитель и медик, где дается образование, где дается, продолжается и сохраняется жизнь. На сегодняшний день государству надо урегулировать нормальное налогообложение, нормальное распределение средств, убрать сетку для выплаты зарплат. Люди должны получать зарплату в соответствии с выполненной работой. У меня родители были учителями: отец – учитель физкультуры получал, к примеру, 800 рублей, а мать – учитель украинского языка и литературы – у нее была ставка 1400 рублей. Почему такая градация? Все-таки проверять тетради, учить языку сложнее, чем дать урок физкультуры. Поэтому в советское время все же было что-то и хорошее, можно взять это на вооружение и ввести сейчас. Над этим должна работать Академия наук, министерство.

Раньше при МОН была инспекция труда. Придешь в министерство, если что-то не ладится на местах, и инспекция проверяет. На сегодняшний день этого нет. Министерство говорит: мы не имеем права вмешиваться. Возникает вопрос: люди, а для чего вы вообще там сидите? Вы не имеете права вмешиваться, вы создали закон об образовании, который уничтожил образование. Учитель на сегодняшний день остался без защиты. Ученики плюют и бросают тетради в учителя, а он не может себя защитить. И этот закон придумала госпожа Гриневич, и она этим гордится, а госпожа Новосад – ее последователь, и будет это продолжать. Министром должен быть человек, как когда-то Николаенко, который прошел стезю от простого преподавателя в профтехобразовании до руководителя завоблоно. Такой человек знает все проблемы, уровень зарплаты, проблемы жилья и прочее. А тут пришли – и непонятно что делают, хотя, конечно же, хочется надеяться на лучшее.

По материалам: Голос