Устенко: «Не вижу причин для переноса запуска рынка земли»

Премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что торговля землей станет возможной с 1 октября 2020 года. ГолосUA решил разобраться, что даст открытие рынка земли Украине, и какие могут быть риски, расспросив об этом экономиста, советника Президента Олега Устенко.

— Олег, что Украине даст открытие рынка земли?

— Политическое решение уже принято. Мы идем к открытию рынка земли. Это, с одной стороны, даст возможность стимулировать экономический рост в сельском хозяйстве и других секторах экономики. Также рынок земли поспособствует получению дополнительных инвестиций в страну, и можно будет решать вопросы в долгосрочной перспективе, связанные с увеличением эффективности экономики. Это позволит гражданам распоряжаться своей землей, в частности, собственникам паев. Сейчас выгоду от государственной земли получают коррупционеры, которые имеют возможность ею распоряжаться.

Параллельно с этим нужно помнить, что страны, где рынка земли не существует, относятся к государствам с низким уровнем доходов. Например, Венесуэла. Вместе с тем не стоит думать, что открытие рынка земли решит все проблемы Украины. Открытие рынка земли – это один кирпичиков, которые должны быть встроены в общую экономическую рамку. Нужно думать об улучшении качества бизнес-климата, как можно стимулировать экономику, как задействовать экономические рычаги через систему монетарной политики. Как стимулировать экономику фискальными методами. Поэтому открытие рынка земли — лишь одна часть, которая не сработает или будет пробуксовывать, если не будут решены такие проблемы для бизнес-климата, как защита прав собственности, вопросы судебной системы, коррупции. Есть целый ряд вопросов, которые требуют решения в отношении улучшения бизнес-климата в Украине.

— Какие подводные камни могут ожидать украинцев после открытия рынка земли?

— Есть очень много вопросов, которые нуждаются в обсуждении, дискуссии и экспертном сообществе и решении. Речь идет о том, кому и сколько можно давать земли, то есть, какая концентрация земли может быть в одних руках? Могут или не могут быть допущены иностранцы? Если их допустят, то, каким образом? Как идет контроль севооборота. Идет ли он и в какой форме? Если земля используется неэффективно, ее можно будет забрать или нет? Если можно, то нужно обозначить, как образом ее заберут?

Каким образом идет контроль за использованием средств химической защиты растений? Это является колоссальной проблемой для Украины. Многие сельскохозяйственные предприятия безответственно относятся к этому вопросу. В нашей практике можно часто услышать о том, что химические удобрения могут разбрасываться вблизи населенных пунктов, что нарушает все возможные нормы. После этого, например, возникают серьезные экологические проблемы. В частности, зараженная вода, что несет вред для здоровья населения, проживающего в сельскохозяйственных районах. Без решения этих вопросов запускать рынок земли будет нельзя. Сделать всех довольными не получится. Нужно будет искать компромиссное решение. Лидером в принятии и подготовке решений должна стать Верховная Рада. Новое министерство, которое стало объединённым, должно предложить свою концепцию. Цель понятна – рынку земли быть.

— Большинство украинцев выступают против открытия рынка земли, будут ли у Президента искать компромиссы?

— Безусловно. Нужно искать компромиссы, те, которые будут относительно удовлетворять все стороны и всех участников рынка.

— Успеют ли их найти до 2020 года?

— Все открытые вопросы, о которых я сказал выше, нужно решить до 1 октября 2020 года. В активной дискуссии нужно принимать участие народным депутатам из всех политических групп, так как у каждого свое видение ситуации. Лидерство должно принадлежать Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Важно экспертное мнение, так как до 2020 года нужно найти компромиссы. Они должны сделать так, чтобы спорных вопросов было как можно меньше.

— Если компромиссы не будут найдены и останется много спорных моментов, можно ли будет перенести открытие рынка земли?

— Спорные вопросы будут оставаться даже в самом конце. Любой дедлайн, который будет поставлен, все равно не снимет все спорные вопросы. Они все равно будут оставаться и на октябрь 2030 года. Они зависят от видения каждого отдельного эксперта и участника рынка о том, как он должен функционировать. Поэтому за год должны успеть найти компромиссы по самым важным вопросам. Не вижу причин для переноса открытия рынка земли.

По материалам: Голос