Впервые в истории Украины одна политическая сила будет иметь в Верховной Раде однопартийное большинство. Однозначно это сразу же повышает риски для «Слуги народа», а за все принятые парламентом решения будет нести персональную ответственность глава государства Владимир Зеленский. Своими политическими прогнозами о том, насколько независимым будет Президент в принятии важнейших решений, с корреспондентом ГолосUA поделился политолог, кандидат политических наук Кирилл Молчанов.
— Кирилл, сможет ли Зеленский принимать полностью независимые решения?
— Владимиру Зеленскому придется все равно каким-то образом варьировать. Думаю, будут попытки влияния со стороны американских партнеров, полностью отказаться оно не сможет, поскольку Украина является субъектной во многих вопросах, включая финансовый, включая поддержку того же МВФ. Но может быть, как при Порошенко, какие-то вещи проговаривать, а потом их не реализовывать, как, допустим, с тем же пенсильванским углем (одна баржа заехала, и больше ничего Украина у Штатов не покупала). Думаю, Зеленский будет пытаться «проскочить» между Брюсселем и Вашингтоном. Плюс на сегодняшний день Зеленский не является в чем-то провинившимся перед США, как тот же Порошенко, команда которого откровенно поддерживала Хиллари Клинтон, а когда победил Трамп, они были вынуждены заискивать перед ним.
— Зеленского обвинить не в чем…
— Безусловно. Зеленский вне этой парадигмы. Он может выстраивать отношения с Вашингтоном с чистого листа. Однозначно было бы выгодно использовать тему того же Коломойского, чтобы американцам можно было максимально от него дистанцироваться в Украине в принятии решений. Пойдет на это Зеленский или нет, посмотрим. Стартовые позиции у него довольно неплохие.
— Говорят, что Коломойский со Штатами «на ножах», поэтому будет крен в сторону России…
— Это пока что только разговоры. Коломойский может оказаться в ситуации молдавского Плахотнюка, когда, условно говоря, двигаясь «путем маятника» от Запада к России, можно оказаться одновременно неугодным и там, и тут, и просто вылететь из «обоймы».
— Как вы считаете, грозит ли некоторым депутатам лишение мандатов?
— Вполне возможно. Пока есть высокий кредит доверия к самому Зеленскому, его высокий рейтинг, депутаты будут голосовать, как «мальчики-зайчики», можно будет принять нормы про императивный мандат и неприкосновенность, но опять же в первом чтении – в целом они уже будут голосовать их минимум в феврале месяце, не факт, что к февралю у депутатов будет такое же рвение, как сейчас. Пока надо посмотреть, как это однопартийное большинство сможет самостоятельно работать. Думаю, руководство фракции с нахрапа попытается сковать огромное количество людей, сделать их ручными и зависимыми, но насколько все это выйдет на практике, будет зависеть от того, насколько удачно будет руководить парламентом сам Разумков. Я не исключаю, что будет кризис лидерства, так как нет какого-то морального авторитета или просто потенциального руководителя лидерского типа у «Слуги народа», чтобы его беспрекословно все слушали.
— Нет вожака…
— Это абсолютный факт — нет вожака. Более того, я сомневаюсь, что и правительство будет подотчетно этой фракции и этому парламенту, хотя по Конституции оно должно быть парламентско-президентским, коалиционным. Оно будет как отдельная ипостась. Думаю, там не будут бегать по первой команде с улицы Грушевского.
— Что ждет Порошенко, если снимут депутатскую неприкосновенность?
— Порошенко прекрасно понимает, что вопрос снятия неприкосновенности, даже если до этого и дойдет, то это произойдет не ранее второй половины сентября. Как показывает практика, от момента подачи прокурором прошения на снятие до самого снятия неприкосновенности пройдет еще как минимум неделя, поэтому он в любое время может спокойно отсюда выехать. Пока ему ничего не угрожает. Да, Порошенко могут вызывать на допросы, но реально подозрения пока выдвигать против него не будут, для этого нет временных возможностей. После получения неприкосновенности следствия еще больше усложнятся, поскольку их невозможно будет проводить по отношению к действующему народному депутату. Я думаю, месяца два зазора у Порошенко еще есть, чтобы активно договариваться о своей защите и поддержке как на Западе, так и, наверное, среди политических элит в Украине – возможно, пойти на переговоры с тем же Коломойским, чтобы сбалансировать отношения с Зеленским, такого «кульбита» тоже исключать нельзя. В целом я не исключаю, что может дойти дело и до посадки, поскольку уголовных производств против него, по-моему, уже 11 или 13. Как минимум, это грозит ему тем, что со временем ему придется спешно выезжать из страны, если будет политическая воля непосредственно на посадку «попередников».
По материалам: Голос