Эксперт: при ликвидации банка часто забывают о депозитарии с ценными бумагами

Комиссии по ликвидации банков часто забывают, что эти финучреждения имеют еще одну составляющую своей деятельности – депозитарий, в котором хранятся ценные бумаги. Как рассказал президент Профессиональной Ассоциации участников рынков капитала и деривативов (ПАРД) Алексей Кий, есть случаи, когда люди годами не могут распоряжаться имуществом в виде ценных бумаг, хранившихся в депозитариях давно ликвидированных банков.

По словам эксперта, с началом процедуры ликвидации банка все полномочия – и не только по средствам, но и по решению вопросов с ценными бумагами – переходят к назначенному Фондом гарантирования ликвидатору.

«НБУ принимает решение об отмене лицензии (банка – ред.), и в то же время принимает решение о назначении ликвидатора. К ликвидатору переходят все властные полномочия, и, как правило, он забывает что там (в банке – ред.) есть депозитарное учреждение, забывает что там есть бумаги ценные. Он концентрируется на деньгах», – пояснил президент ПАРД, отметив ответственность именно ликвидатора, который должен способствовать урегулированию ситуации и с ценными бумагами в процессе ликвидации банка.

Эксперт описал процесс обращения с ценными бумагами с момента начала процедуры ликвидации банка. Итак, после принятия Нацбанком решения о ликвидации банка Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам также принимает решение об отзыве лицензии на проведение депозитарной деятельности. Это решение можно обжаловать. Но в то же время, банк (а точнее – уже его ликвидатор) должен уведомить клиентов, чьи ценные бумаги находятся на хранении в его депозитарии, о возникшей ситуации, чтобы они могли открыть счета в других депозитарных учреждениях и перевести все туда.

«На 30 день после принятия решения Комиссии об отмене лицензии (на проведение депозитарной деятельности – ред.) наступает другой период – период 60 дней. За этот период ликвидатор должен подготовиться к передаче учета ценных бумаг в другое место. В течение этого времени депоненты банка могут открывать счета в других депозитарных учреждениях, и банк должен проводить эти операции. Он не имеет права открывать новые счета, а эти операции должен проводить», – пояснил эксперт.

Однако с 61-го дня операции по инициативе депонентов уже невозможны, и в дальнейшем ликвидатор должен передать все документы в Национальный депозитарий. Как пояснил Кий, Национальный депозитарий имеет очень жесткие требования к документации, их составлению и учету.

Но, как пояснил эксперт, часто ликвидатор забывает об этой процедуре.

«В 90% случаев именно так. Есть банки, которые давно ликвидировались, и там до сих пор нет возможности распоряжаться имуществом в виде ценных бумаг», – добавил Кий.

Но он не исключает того, что люди все же получат свои активы в виде ценных бумаг. В частности, если говорить о клиентах депозитария банка “Конкорд”, то процесс полной ликвидации финучреждения еще продолжается, и ликвидатор должен ответить на вопросы клиентов-владельцев ценных бумаг, о судьбе их активов, и когда и каким образом они смогут их получить.

«На этот вопрос должен отвечать ликвидатор. Пока процедура ликвидации не закончилась, у него есть полномочия. И они заканчивают с прекращением полномочий ликвидатору банка. А тогда уже будет только по решению суда», – пояснил Кий.

В процессе ликвидации банка «Конкорд» возникла ситуация, когда почти два десятка физических и юридических лиц были ограничены в своем праве собственности на ценные бумаги, которые находились на хранении в лицензированном депозитарии этого банка.

Из-за того, что банк находится в состоянии ликвидации, они сейчас лишены доступа к этим бумагам. И не могут ими распоряжаться. Следует заметить, что, согласно процедуре, датой окончательной ликвидации депозитарного учреждения АО «АКБ «Конкорд» стало 4 ноября. Но клиенты за время, предусмотренное процедурой ликвидации депозитария, не смогли перевести свои ценные бумаги в другие учреждения, а ликвидатор, в свою очередь, еще не передал это имущество в Национальный депозитарий.

По материалам: УНН