В настоящее время внутренний рынок miltech представлен более чем 100 компаниями разного уровня развития, экспертизы и подходов.
Для лучшего взаимодействия с государством, украинские производители БПЛА и других видов военной робототехники решили объединиться в профильную Ассоциацию. Чем будет заниматься новообразованное объединение и каковы перспективы развития отечественного military-tech в условиях войны и почему производители видят в должности главы Ассоциации бывшего и.о. руководителя департамента военно-технической политики, развития вооружения и военной техники МОУ Александра Лиева узнавал непосредственно у участников рынка.
Как отмечает , взаимодействие производителей с государством и между собой происходит вокруг нескольких платформ таких как, например, проект Минцифры “Армия Дронов”, общественного объединения “Аэроразведка” и департамента развития вооружений Министерства обороны. Созданы также еще ряд общественных объединений, претендующих на статус “голоса” отрасли. Такая распыленность, конечно, не способствует созданию единой, выразительной, и главное, понятной позиции производителей в отношениях с государством, а проблемы, требующие немедленных решений, только накапливаются.
“Идея создания Ассоциации которая бы координировала усилия, задавала планку стандартов и на транспарентных началах осуществляла представительство отрасли в отношениях с государством не только своевременна, она уже просто перезрела. Это была (назначение Лиева, — ред.) одна из идей, прозвучавшая от представителей производителей БПЛА: привлечь Александра Лиева как волонтера, который очень многое сделал для того, чтобы упростить процессы для сертификации и вообще прохождения этих сложных коридоров для украинских производителей беспилотной техники. Предлагали, чтобы он приобщился, учитывая его опыт и понимание бюрократических систем. Ведь вопрос касается не только МОУ, но и взаимодействия с Генштабом, НБУ и т.д.”, — говорит Дмитрий Шимкив, партнер компании AeroDrone, которая занимается производством БПЛА, а также член наблюдательного совета Украинского фонда стартапов.
“Я считаю, что привлечение Александра (Лиева, — ред.) — это очень важный фактор, который позволит иметь специалиста, понимающего процессы, происходящие в государственных аппаратах и коридорах”, — добавил Дмитрий Шимкив.
Он подчеркнул, что лично знает Лиева исключительно как порядочного человека, который не словами, а действиями доказывает свое отношение к стране.
“Я его знаю как одного из самых порядочных людей (…) С сентября прошлого года я взаимодействую с командой, которую он собрал в министерстве. Приведу пример: у нас были предварительные встречи с производителями беспилотной техники, он три часа стоял и объяснял, привлекал людей из разных подразделений, просил, чтобы они помогали. Это профессиональный человек, который много сделал для обороны страны. Очень досадно, когда проходят какие-то политические дискуссии, которые приводят к уходу с должности таких людей”, — рассказал Шимкив.
По словам Дмитрия Шимкива, главным призванием Ассоциации должна стать не только медиация на уровне государства, но и горизонтальный обмен опытом, технологиями, совместная наработка стандартов, а также использование существующей инфраструктуры (испытательных аэродромов). При этом объединение должно строиться на принципах инклюзивности, представляя интересы всех игроков, независимо от уровня развития и промышленной базы, подчеркивает предприниматель.
С ним соглашается , который среди главных направлений работы такого органа выделяет, прежде всего, содействие дальнейшему развитию нормативного фрейма и внедрению украинскими производителями единых стандартизированных решений при разработке конкретных образцов.
Вадим Юник убежден, что в рамках Ассоциации производители найдут понимание относительно унифицированных стандартов для военных изделий. Они просто должны прийти к единственному знаменателю в этих вопросах, поскольку цена слишком высока — жизнь конечного потребителя, военнослужащего Сил обороны.
“По моему мнению, должны быть единые стандарты, например, относительно типа креплений боекомплекта, взаимозаменяемости элементов питания, чтобы то или иное аэроподразделение каждый раз не теряло кучу времени на то, чтобы разобраться. Надо максимально упрощать, а не усложнять жизнь бойцам, которой они и так рискуют каждый день”, — подчеркивает Юник.
В свою очередь Вадим Юник слышал об инициативе создания Ассоциации, но не знает кто может стать ее руководителем.
“Я слышал о желании создать Ассоциацию. Как она будет называться и кто будет главой — не знаю, однако она действительно нужна, потому что есть много вопросов, которые нужно решать”, — подчеркнул он.
Также Юник рассказал, что большинство производителей БПЛА были очень расстроены увольнением с должности Лиева, потому что близко и эффективно взаимодействовали по работе.
“У нас есть общий чат, где присутствует большинство производителей. Так вот, новость о произошедших событиях (решение Лиева уволиться, — ред.) была воспринята ими довольно негативно и с сожалением. Я понимаю, что у человека, такое скажем, неоднозначное прошлое, но его действия сейчас прямо демонстрируют его позицию: он достаточно грамотный человек и абсолютно проукраинский. То, что он делает, точно идет на пользу государству”, — отметил Юник.
Оба предпринимателя признают, что в последнее время на уровне государства, в частности Минобороны и Минцифры проделана колоссальная работа по дерегуляции рынка, вместе с тем остается ряд барьеров, которые продолжают сдерживать развитие отечественного дроностроения. Это и вопрос легкости регистрации, проверок, фискальных и таможенных ограничений, доступности инвестиционного ресурса.
“Изменения действительно колоссальны, но теперь главное не останавливаться. Мы показали миру как маленькая страна, благодаря технологиям, может побеждать большего и более сильного врага. Если это осознать и максимально поддерживать эту отрасль, она выведет Украину из разряда третьих стран мира. Нас будут уважать, а с нашим опытом будут считаться”, — говорит представитель ОО “Аэроразведка”
В свою очередь совладелец компании AeroDrone убежден, что даже несмотря на весь трагизм ситуации, связанный с войной, Украина имеет уникальный шанс стать мировым лидером в отрасли miltech. Сейчас в Украине сконцентрировано наибольшее количество людей, которые разбираются в робототехнике и дронах, их применении в боевых условиях. За этим опытом непременно будут обращаться мировые игроки и украинские производители смогут масштабировать свои проекты за рубежом.
“Наша отрасль сегодня напоминает некий горшочек с борщом, который варится в условиях войны. Если мы объединим усилия, наши знания опыт и будет встречное движение от государства, мы можем стать доминантной на мировом рынке робототехники, а этот „борщ“, рядом с аграрной составляющей и IT-услугами, станет украшением нашего экспортного меню, которое будет предлагать Украина миру”, — отмечает Дмитрий Шимкив.
Он спрогнозировал, что институциональное оформление Ассоциации, при условии принципиального согласия и заинтересованности со стороны других участников, будет длиться не более месяца, а к ее созданию и работе нужно привлечь как можно большее число заинтересованных сторон.
Полномасштабное вторжение россии дало мощный толчок развитию отрасли военной робототехники в Украине, в частности, производству беспилотных летательных аппаратов. Беспилотные средства разведки, корректировки артиллерии, связи и прямого поражения сегодня стали одними из ключевых факторов успеха на поле боя. По оценкам Минобороны с начала войны потребности Вооруженных Сил в БпЛА увеличились в десятки раз, а, с учетом фактора достаточно быстрого выбывания дронов, реальная потребность войска в этом виде вооружения измеряется сотнями тысяч единиц.
Причем речь идет обо всем спектре моделей: от микродронов до аппаратов оперативно-тактического и стратегического уровня, то есть не только об обычных гражданских “малышах”, которыми наши воины зрелищно “минусуют” оккупантов.
Понимая растущий запрос на фоне существования “несвоевременной” бюрократизированной “нормативки” Минобороны еще летом прошлого года активизировало работу по существенному упрощению регламентов принятия на вооружение новых разработок. Одним из главных результатов этой работы стало внесение изменений в правительственное постановление № 345, которыми ликвидировано большинство бумажных барьеров, возникавших у разработчиков на пути поступления их жизненно необходимых изделий в армию.
Теперь для т.н. кодификации предмета поставки, а затем издания соответствующего приказа о допуске в эксплуатацию, производителям необходимо предоставить всего два документа: тактико-технические характеристики (ТТХ) изделия и результаты испытаний. Причем результаты испытаний, проведенных самим разработчиком. Таким образом, эта процедура, которая растягивалась в среднем на 1,5-2 года, теперь укладывается в несколько недель.
Наряду с корректировкой “нормативки”, для максимального упрощения, в структуре департамента вооружений был создан институт технонянь, а, на уровне министерства, внедрен сервис «единого окна“. Задача первых — консультировать потенциального заявителя по выполнение обязательных требований, а сервис “единственное окно” (раздел на сайте куда загружается заявка и сопроводительная документация) — призван максимально ограничить прямой контакт производителя с чиновником.
В результате Минобороны уже заключило 16 государственных контрактов с украинскими производителями летательных дронов. При этом на текущий год непосредственно на закупку БПЛА министерство планирует направить около 20 млрд грн.
По материалам: УНН