Знаменитая фраза Остапа Бендера перед женитьбой с Грицацуевой: «Чего не сделаешь для блага концессии» указывает на то, что термин «концессия» давно знаком нашему обществу.
Сегодня в Украине в концессию отдают объекты инфраструктуры, в том числе порты. Первым портом, который оказался в концессии — стал Херсонский. На очереди — Николаевский «Ольвия». Что такое концессия и означает ли это то, что мы навсегда теряем активы государства, узнавал
Концессия — это не продажа: скорее аренда на длительный срок, с гарантией вложений инвестиций и фиксированных отчислений государству. Как правило договоры концессии допускают гарантийный платеж государству и процент от дохода. Еще в Римской империи так называемые «мунисипы» передавали в частное управление объекты инфраструктуры, такие как почтовые станции, порты, бани.
Расцвет инфраструктурных концессий пришелся на 19 век, когда были созданы крупнейшие объекты инфраструктуры: судоходные каналы, железные и автомобильные дороги.
В международной теории и практике к инфраструктурным концессиям традиционно относят объекты в сфере транспорта, электро- и водоснабжения, благоустройства территорий, образования, туризма, охраны. Основной критерий передачи государственной собственности в этих сферах — повышение экономической эффективности их эксплуатации при сохранении социальной направленности, а также их статус как государственной собственности.
В Европе и США до 80% партнерских договоров между государством и частным бизнесом приходятся на концессии. Особенно высока роль концессий в реализации крупных проектов в области транспортной инфраструктуры.
Если говорить о портах, то известно, что в концессию отданы: Южный контейнерный терминал в порту Констанца в Румынии, порт Бургас в Болгарии, порт Лимасол на Кипре, порт Самсун в Турции, порт Барселоны в Испании.
Существует мнение, что концессия — это неизбежная потеря контроля над гособъектами, но это не так, уверяют в Министерстве инфраструктуры.
Например, преданный в концессию Херсонский порт неподвижно остается в собственности государства. При этом, концессионер — ООО «Рисойл-Херсон» за 30 лет права пользования им должен будет вложить в развитие 300 млн грн и еще 18 млн — в развитие местной инфраструктуры.
К 2030 году он обязуется обеспечить объемы перевалки грузов порта на уровне не менее 1,36 млн тонн. К тому же он должен будет единоразово заплатить в бюджет 12 млн грн и ежегодно отчислять 7% от своего дохода.
На следующей неделе в концессию отдают Николаевский порт «Ольвия». Концессионером будет компания QTerminals государства Катар. В развитие порта он должен будет вложить около 3,4 млрд грн прямых инвестиций, отчислять государству не менее 82 млн грн в год, а также вложить 80 млн грн в развитие Николаева.
Как утверждают эксперты, альтернативы для концессий нет. Инфраструктура Украины разрушена, модернизация нужна «на вчера», а денег на эти цели и в таком количестве в бюджете нет.
«Концессия — это договор, как минимум, среднесрочный, как правило — долгосрочный, по которому инвестор (концессионер) имеет определенные права и возможности зарабатывать, большую часть чистой прибыли оставляя себе. Но, при этом, он вкладывает в инфраструктуру, которая остается стране навсегда. И для того, чтобы инвестиции были оправданы — инвестор должен получать прибыль.
Сегодня в Украине нет альтернативного пути, как идти по пути концессии инфраструктурных объектов. Это касается и портов и некоторых аэропортов, автомобильных дорог, возможно даже железнодорожных путей, поскольку у государства нет достаточных средств, чтобы развивать инфраструктуру, модернизировать ее под современные требования и стандарты. Поэтому единственный выход — это привлекать инвесторов, а так как речь идет о масштабных капитальных инвестициях, инвестор должен иметь гарантию того, что он, вложив деньги на свой риск — может зарабатывать на этих объектах и инфраструктуре. Для этого ему нужен договор концессии.
Если мы хотим развиваться, если Украина хочет стать определенным логическим центром в центре Европы — для этого надо развивать инфраструктуру, причем всех видов. Поэтому альтернативы концессии нет.
Частный собственник лучше, чем государственный. И это не только украинская, но и общемировая практика, Он эффективен, как правило. Конечно же, есть исключения, но общая мысль является именно такой. А особенно для Украины, которая сегодня является глубоко коррупционным государством — с коррупцией, которая осуществляется в государственном секторе», — говорит экономист Андрей Новак.
По материалам: УНН