За годы существования еврозоны экономический разрыв между отдельными членами валютного союза только углубился, нивелировав все преимущества существования единого валютного пространства, поэтому в ближайшие годы желающих присоединиться к единой зоны евро станет не больше. Об этом сообщил в Facebook глава Совета НБУ Богдан Данилишин, передает
«Будем надеяться, что худшие времена, если они все же должны быть, единая европейская валюта переживет достойно. Но, как бы там ни было, считаю, что двадцатый член европейского монетарного союза в ближайшие годы не появится …», — отметил председатель совета НБУ.
Как пояснил Б. Данилишин, пока министры финансов стран-членов еврозоны пытаются делать все возможное, чтобы сохранить евро, однако готовятся к «худшим временам». По словам экономиста, отказ от денежно-кредитного суверенитета обернулась для многих стран в частности южной Европы ростом безработицы, падением уровня зарплат, оттока инвестиций. В конце концов, это привело к приходу во власть популистских партий в ряде стран. «За счет отказа от денежно-кредитного суверенитета страны, вошедшие в еврозону, рассчитывали снизить стоимость заимствований и обеспечить большую свободу для торговли, капитала и рабочей силы. Номинальное сближения инфляции и процентных ставок сразу после введения евро действительно наблюдалось. Однако, страны с более высокой инфляцией постепенно теряли конкурентоспособность и возможности для роста экономики. Притоки капитала в менее развитые страны еврозоны усиливали циклические колебания, повышая системные риски и закрепили или разрыв в производительности труда. Правительства стран еврозоны оказались неспособными ввести надлежащий уровень бюджетной дисциплины и провести структурные реформы, что привело к макроэкономических дисбалансов», — пояснил Данилишин. При этом он отметил, что в валютный союз вошли страны с очень разным состоянием госфинансов Германия с дефицитом госбюджета и колоссальным профицитом торгового и платежного балансов, Ирландия и Испания с профицитом бюджета (так, на момент вступления в зону евро было именно так) и дефицитом баланса внешнеторговых операций, Греция, в которой госбюджет, торговый и платежный балансы были хронически дефицитными. «В результате реального сближения даже между «старыми» членами валютного союза так и не произошло. Если в Германии размер ВВП уже значительно превысил докризисный уровень, то в Италии он вернется к прежним значениям не раньше середины 2020-х годов», — пояснил экономист. Напомним, с момента введения евро Латвия продемонстрировала значительный рост экономики. Референдум о том, должна Италия покинуть еврозону, не входит в договоренности управляющей коалиции и не будет проводиться.
По материалам: УНН