Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии

Беларусь-2020

16.09.2020 12:06

Укринформ

Но это продолжение пути, тупикового для имперского центра

Кредит, полученный от России, в лукашенковской Беларуси-2020 пиарится не так яростно, как в януковичевской Украине-2013. И это – маркер того, что при всей важности этих денег для режима, они проблем не решают, а лишь несколько смягчают их, оттягивая коллапс.

РФ И БЕЛАРУСЬ – МОДЕЛЬ «СПОРА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

Светлана Тихановская после получения новостей из Сочи по горячим следам написала по поводу кредита в $1,5 млрд: «Агонию Лукашенко это может продлить, но победы народа предотвратить не сможет». Впрочем, это был не экономический вывод, основанный на каких-то расчетах, а политический. И в этом смысле вдвойне важный, поскольку был сопровожден прямым обращением к жителям страны по ту сторону восточной границы: «Дорогие россияне! Вашими налогами будут оплачены наши побои. Мы уверены, что вы этого не хотели бы».

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии
Светлана Тихановская / Фото: Arturas Morozovas / Getty Images

Но вот еще какая интересная деталь – путинско-российские и лукашенковско-белорусские медиа, говоря об экономических вопросах и взаимоотношениях, в последнее время не очень-то любят давать численные показатели, предпочитая отделываться декларациями о взаимовыгодном сотрудничестве. Редким исключением была, например, информация, оглашенная 3 сентября. Кто подзабыл, то был скоропалительный визит в Минск российского премьера Мишустина и главы Минэнерго Новака. Последний тогда уточнил, что существует текущий долг России, точнее госкорпорации «Газпром», в размере 328 миллионов долларов. Переговоры между Газпромом и белорусскими компаниями о поставках и цене на газ начнутся только после выплаты этого долга.

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии
Михаил Мишустин и Александр Лукашенко / Фото: dpa

Так, а что там говорил Дмитрий Песков, куда уйдет «значительная часть» российского кредита – на «рефинансирование ранее предоставленных заемных средств». То есть, в виду, кажется, имелось даже не это, а обслуживание всего текущего долга перед РФ (8 млрд долларов). Получается не «значительная часть», а как раз 1,5 млрд, которые нужно выплатить до конца года (включая те самые 328 млн).

У Беларуси в этом году вообще ожидается финансовая брешь в $2,5 млрд. При этом МВФ и Всемирный банк сотрудничать с Лукашенко отказались. Китай, в целом относящийся к этому режиму позитивно, вкладывать деньги в него в нынешней ситуации также не торопится. Остается Москва.

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии
Фото: TUT.by

Российские банки, и так имеющие большое влияние на белорусском рынке, также получили указание продолжить кредитование белорусских предприятий и банков. При этом белорусская экономика буксует все больше, в том числе и по политическим мотивам (из-за саботажных «итальянских забастовок»). То есть возвращать долги будет не из чего. И это значит, что в ближайшее время возможен изящный обмен долгов на активы. Причем без всякого политического поглощения (точнее ДО него), а исключительно в форме хорошо отработанного в РФ «спора хозяйствующих субъектов». При этом сфера IT, ранее приносившая стабильный доход, при диктатуре из страны просто бежит, точнее, перетекает к соседям, что грозит уходом капитала в размере еще 2-5 миллиардов долларов.

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии
Белорусская АЭС / Фото: sb.by

Ну и к месту тут будет вспомнить Белорусскую АЭС. Запуск ее затягивается. Отношение к ней соседей все жестче. Все три балтийские страны координированно отказались покупать электроэнергию, которая будет на ней произведена. А ведь строилась эта все более бессмысленная АЭС тоже в основном на российские деньги с необходимостью в будущем делать платежи с сомнительных в настоящее время доходов.

КОЛЛАПСА НЕ БУДЕТ, ПОКА ЕСТЬ ЧТО ПРОДАТЬ. А ВОТ ПОТОМ…

В целом внешний государственный долг Беларуси составляет $18 млрд. Ну с выплатами по части долга разобрались, но для обслуживания других кредитов нужно выплатить еще примерно столько же. Чтобы избежать дефолта, видимо, придется расходовать золотовалютный резерв, составляющий на сентябрь 7,5 млрд. Но параллельно этот резерв расходуется на поддержание падающего курса белорусского рубля (уже есть элементы паники, когда люди бросились скупать валюту). Из-за этого только за август золотовалютные резервы страны «похудели» почти на 1,4 миллиарда долларов, то есть на 15,8%. При таких темпах надолго этих запасов не хватит. Тогда, наверно, придется перестать поддерживать курс национальной валюты, резко увеличив инфляцию. Но в условиях политической нестабильности это очень хороший, зримый фактор для мотивирования протеста.

И это все – еще относительно спокойный для Беларуси финансовый год. А вот в 2021-м количество «плохих долгов» (то есть с задержками по выплатам вплоть до полной невозможности их сделать) будет нарастать. Но и при этом дефолта, коллапса белорусской экономики в ближайшее время можно избежать.

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии

Прежде всего, нужно отметить, что общий государственный долг Беларуси (около 30 млрд долларов) по-прежнему намного ниже ВВП страны (около 60 млрд). А это при общепринятых мерках является показателем относительного финансового здоровья (к слову, в Украине первое и второе уже соразмерны). К тому же Беларусь, отстроенная, как большой лукашенковский колхоз, еще имеет множество доходных госпредприятий («Беларуськалий»; доли собственности в ОАО «Нафтан»; Белорусская железная дорога; розничный газовый оператор «Белтопгаз», «Белэнерго» с шестью подразделениями облэнерго). Что в сумме дает 20-25 миллиардов долларов, в зависимости от того, когда и в каком состоянии это будет продано или отдано за долги.

Однако количество таких предприятий не бесконечно. И когда они будут распроданы, системный кризис все равно настанет. А вместе с ним – и необходимость структурных рыночных изменений. Что по определению болезненно в социальном смысле – даже в стране, находящейся в спокойном политическом состоянии. Ну а уж в таком, как сейчас Беларусь, то и сказать страшно…

К тому же нельзя забывать, что в стране имеется множество убыточных предприятий, которые поддерживались за счет доходных (или даже сверхдоходных при условии дешевого российского сырья и энергоносителей). Сейчас, в период турбулентности, их убытки растут в разы. Но что будет с ними дальше, когда не станет, чем покрывать ущерб, – закрывать? После этого на улицу, где народу, особенно по выходным, и так много, выйдут еще многие тысячи возмущенных рабочих. И это тоже грозит очередной спиралью протеста.

ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА КРЕМЛЯ В БЕЛАРУСИ

Кремль, считающий себя умным и хитрым, всегда и всех переигрывающим, в случае с белорусской политикой и экономикой быстрым и твердым шагом идет в ловушку, которую сам же себе и расставил.

В Беларуси произошел небывалый всплеск социальной, политической активности, становление гражданского общества. И как составляющая этого процесса – всплеск национального самосознания. При этом отношение к России изначально было и в значительной степени пока еще остается позитивным.

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии

Но для Кремля немыслимо допустить, чтобы в соседней «братской» стране, с которой вроде как существует Союзное государство, власть диктатора была сменена в ходе общенародного восстания, пусть и мирного. Однако каждую неделю, каждый месяц поддержки Лукашенко путинская Россия методом «от противного» даже в крайне толерантных к бывшему имперскому центру белорусах воспитывает то отношение к себе, которого заслуживает, – плохое.

При этом выстраиваемая Лукашенко модель госплановой, не рыночной экономики начинает рушиться. Да, Путин, конечно, может отхватить самые жирные ее куски и раздать приближенным олигархам. Но что тогда будет с остальной, малодоходной или вовсе нерентабельной экономикой лукашенковского колхоза? Снова дотации? Но это тяжелая ноша для российской экономики. Тогда ради чего? Допустим, превращение в реальность «Союзного государства РФ и Беларуси», то есть урезание белорусского суверенитета до минимума. Но большинство страны этого не хочет и примет это как агрессивный акт. При этом проблемы нереформированной экономики не исчезнут, как и возмущение кровавым Лукашенко, остающимся при власти благодаря поддержке России. Можно попробовать если не разрешить, то хотя бы сгладить это противоречие при помощи массированной телепропаганды, но уверенности, что это получится, нет.

Российские полтора миллиарда не спасут отца белорусской автократии
Фото: TUT.by

При том в массах, выходивших на стотысячные протесты, будет оставаться память о шансе бело-красно-белой революции как о чем-то прекрасном, светлом и чистом, однако нереализованном из-за жестокости белорусских силовиков, из-за московских денег и роспропа… Такое поражение – один из тех высоких исторических мифов, на которых держится национальное самосознание. При этом у четырех соседей – Польши, Литвы, Латвии и Украины – бело-красно-белый контент будет превозноситься, прославляться. И лишь в России – втаптываться грязь. Но осквернить его, сделать синонимом пронацистского коллаборационизма все равно не удастся. А вот неосоветская красно-зеленая символика, под которой разъезжают по Беларуси лукашенковские каратели, действительно, все больше будет становиться символом коллаборационизма, но уже свежайшего – прокремлевского.

Как будет выходить Кремль из этой ловушки – непонятно. Впрочем, он-то и о ее существовании, кажется, пока не догадывается. Это ж всё Запад виноват…

Олег Кудрин, Рига

Карикатура Сергея Елкина

По материалам: Укринформ