Опыт израильского премьера: нельзя так сильно любить власть

Нетаньяху «договаривался» с медиа, не сдавал полученные подарки, вероятно, «грел руки» на оборонных контрактах, но горит — из-за другого…

Обвинения против «бронированного Би-Би»: удастся ли правоохранительным органам Израиля поставить точку в политической биографии главы правительства?

Нетаньяху, безусловно, сегодня самый опытный руководитель страны на Ближнем Востоке, среди тех, конечно, где есть демократические институты. Суммарно во главе правительства он уже больше тринадцати лет. Ему удалось стать, без преувеличения, «тефлоновым» премьером, от которого словно сами собой «отскакивают» любые негативы, а народная поддержка которого остается на привычно высоком уровне. Но: 21 декабря израильская полиция официально предъявила обвинение действующему главе правительства (а это беспрецедентный шаг в истории Израиля, и не только) в коррупции и злоупотреблении служебным положением. Это потому, что политическая ситуация в стране складывается сейчас не в пользу Нетаньяху? Скорее всего, мы наблюдаем конец его политической биографии. Но если он снова удержится — это точно будет чудом.

Из чего состоит феномен премьера по прозвищу Би-Би

История Нетаньяху как политика — это история удивительно последовательного деятеля правых взглядов, который не воспринимает компромиссов с палестинцами, но способен проводить интересы Израиля во враждебном окружении. Он известен как последовательный союзник США в регионе и в администрации Дональда Трампа он нашел верных партнеров после достаточно прохладных отношений с Бараком Обамой. Эта американофилия следует из биографии Би-Би: образование он получил за океаном, провел много времени там в молодости, потом дипломатическая карьера вновь привела его в Штаты. Также Нетаньяху сумел тонко сыграть на международных противоречиях после 2014 года, когда его страна не присоединилась к санкциям против России, но и не сделала никаких заявлений о признании аннексии Крыма или отрицании роли РФ в агрессии в Донбассе. Более того, Нетаньяху выстроил очень хрупкую, но тонко рассчитанную систему сдержек и противовесов, позволяющую ему отстаивать интересы страны и в Вашингтоне, и в Москве. Согласитесь, в условиях постоянного напряжения и открытой войны на Ближнем Востоке у Израиля просто нет другого выхода.

И потому — нельзя не признать: Нетаньяху уже стал феноменом мировой политики, именно по его дипломатическим качествам он займет свое место в почтенном списке рядом с Голдой Меир, Моше Даяном, Ицхаком Рабином, Ариэлем Шароном и Шимоном Пересом. Но не все так просто.

С одной стороны, Нетаньяху — пример стабильности: вторая его каденция длится уже больше десяти с половиной лет, с весны 2009 года. Кроме Ангелы Меркель и Владимира Путина никто в мире больше не может похвастаться такой политической удачей (опять же, среди стран где есть демократические процедуры или хотя бы их имитация). Но: сохранение должности стоит Нетаньяху немалых усилий для создания все новых и новых коалиций, досрочных выборов и — в прямом смысле — переформатирование политической системы Израиля в ручном режиме.

События последних месяцев привели всю эту систему постоянных шатких договоренностей к естественному, но всеохватывющему кризису. Весной очередная коалиция партии Нетаньяху «Ликуд» с рядом мелких правых партий прекратила существование. Чтобы не дать возможности прийти к власти главному оппоненту из оппозиции — генералу Бени Ганцу, Нетаньяху инициировал проведение досрочных выборов в сентябре, где… «Ликуд» получил на одно место меньше, чем либеральный блок Ганца «Кахоль-Лаван». Учитывая общее преимущество правых партий, президент Израиля, однопартиец по «Ликуд» Реувен Ривлин дал мандат на формирование правительства Би-Би. Однако ему не удалось это сделать за четыре недели, и очередь перешла к Ганцу, которому это также не удалось и теперь — впервые в истории страны — президент дал право всем депутатам кнессета создать правительство путем консенсуса. Дело в том, что политические партии в Израиле — субстанция весьма условная — достаточно заявления группы известных деятелей о создании новой партии — и все, можете считать что она уже существует.

По факту — такое развитие внутреннего политического кризиса в Израиле — это и свидетельство того, что политическая схема лично Нетаньяху подходит к концу. Общество от него устало — люди хотят новых лиц и идей. Поэтому обвинения полиции — только подчеркнули общее настроение.

Вес морали, или Почему обвинения против Нетаньяху сдаются в Украине мелочами

В чем обвиняют Нетаньяху? Дела против него и его окружения идут под кодовыми номерами «Дело 1000», «Дело 2000», «Дело 3000» и «Дело 4000». Первое, второе и четвертое — о злоупотреблении служебным положением в обмен на материальные или политические преференции. Например, в «Деле 1000» фигурируют сюжеты о том, что голливудский продюсер Арнон Милчен сделал подарков Нетаньяху и его жене Саре на сумму более миллиона шекелей.

Опыт израильского премьера: нельзя так сильно любить власть
Биньямин Нетаньяху с женой

С одной стороны, Нетаньяху не имел права принимать такие подарки, а точнее — должен был передавать их государству. С другой, как установили следователи, в обмен на драгоценности (а в основном подарки были ювелирными изделиями) Нетаньяху лоббировал интересы Милчена — в получении им американской визы и в продвижении так называемого «закона Милчена» — об освобождении на 10 лет от налогообложения лиц, вернувшихся в Израиль из-за рубежа. Закон не был принят из-за позиции министерства финансов. Такие же действия, и, более того, несоблюдение взятых на себя обязательств следователи установили и в отношениях Нетаньяху с австралийским миллиардером Джеймсом Пекером, который также дал показания о том, что дарил драгоценности семье Нетаньяху. Тсак что, чисто коррупционные схемы, что уж тут говорить.

А вот дела «2000» и «4000» — это примеры коррупции политической. В первом случае речь идет о том, что Нетаньяху договорился с главным редактором влиятельной газеты «Едиот ахронот» ( «Последние новости») о положительном освещение деятельности правительства и фракции «Ликуд» в кнессете, а в ответ брался обеспечить привилегированное положение газеты и создать проблемы для ее конкурентов. Дело «4000» повторяет этот сюжет: но в нем речь идет о взятках, которые Нетаньяху давал руководству телекомпании «Безек», которая положительно оценивала работу правительства.

Кажется, какой-то прозаический набор обвинений? Но если посмотреть на него с сугубо политической стороны — именно искажение картины ангажированными СМИ влияло на избирателей, что, в свою очередь, вело к влиянию на результат выборов. И как знать — сохранил бы Нетаньяху власть так долго, если бы ему не делали информационную «теплую ванну»? Для украинских реалий эти обвинения тянут максимум на удивление — а, за такое можно сесть? У нас давно известно, кто за какими стоит СМИ и за кого, как у нас говорят, небескорыстно «тянет мазу». А вот этим и отличается демократия как таковая — рано или поздно приходится отвечать за то, что кажется мелочами. И Нетаньяху в этом — не первый и не последний.

Однако, есть в делах против Нетаньяху и своя «изюминка». Это дело «3000». Оно тянется еще с 2016 года, когда израильские журналисты впервые опубликовали расследование об условиях и обстоятельствах покупке трех подводных лодок и четырех катеров немецкого производства для ВМС Израиля.

Опыт израильского премьера: нельзя так сильно любить власть
Нетаньяху настаивал на приобретении немецких подводных лодок

Компанию-производителя «Тиссен Крупп» на переговорах с правительством Израиля представлял израильский бизнесмен Мики Ганор. Учитывая общую стоимость контракта 1,5 миллиарда евро, гонорар Ганора, как посредника, составил не менее 30 миллионов евро. Но: выяснился факт, что юридическим советником Ганора был некто Давид Шимрон — двоюродный брат Нетаньяху и личный адвокат последнего. И вот это обстоятельство позволило говорить о том, что схема была коррупционной — особенно, если об этих обстоятельствах знал Нетаньяху.

В пользу этой версии говорят упрямые факты: Нетаньяху лично поддерживал покупку дополнительных катеров и подводных лодок на политическом уровне в то время как тогдашний министр обороны Моше Яалон был против огромных расходов бюджетных средств и считал, что имеющихся лодок и катеров достаточно. Более того, катера почему-то должны были покупаться не по процедуре тендеров, как это предусмотрено законом. Тогдашний министр финансов, а ныне — один из лидеров оппозиции в рядах «Кахоль-Лаван» Яир Лапид был уполномочен правительством добиться скидки при покупке, но в определенный момент переговоры были приостановлены именно по инициативе Израиля, а Лапид — отправлен в отставку, кстати, как позже, и Яалон. Но оба пришли в полицию и передали всю информацию, которая была у них, об этом эпизоде. Расследование пришло к выводу, что деньги из бюджета министерства обороны использовались без разрешения, переводились на специальные счета в Германии и на Кипре, а затем — возвращались на счета людей из окружения Нетаньяху. Собственно, здесь уже речь идет об угрозе государственной безопасности, и потому именно «Дело 3000» является наиболее весомым из обвинений против Нетаньяху.

Что сказать, подытоживая? С одной стороны, выдвижение ТОПам обвинений в коррупции в Израиле — дело не новое — и Эхуд Барак, и Ариэль Шарон, и Эхуд Ольмерт — предшественники второго срока Нетаньяху все прошли через такие расследования, не повезло больше всех Ольмерту — он же отсидел полтора года. И преследовать бывших президентов в Израиле дело не новое — случай Моше Кацавом с харрасментом и соответствующим осуждением — говорит сам за себя.

Но в случае с Нетаньяху получается так, что, как оказалось, оторвать его от власти можно только таким путем. Надо признать: имея реальные заслуги перед государством, он как политик не сумел вовремя остановиться, потерял чувство реальности. И отсюда — все эти сложные политические схемы и попытки любой ценой сохранить власть. При этом уже все равно — пошел бы он или нет — все равно эти дела всплыли бы и пришлось отвечать. Поэтому Нетаньяху, кажется, сам себя загнал в тупик — и теперь остается только идти на отчаянный риск, сохраняя должность в откровенно неблагоприятной ситуации и при угрозе окончательной потери власти в результате новых досрочных выборов. А можно было за три-четыре года до всего этого — спокойно передать лидерство в партии преемнику и уйти на покой. Но бремя сомнительных обязательств и личные амбиции оказались выше здравого смысла.

Впрочем, у Нетаньяху репутация человека, который может с пользой для себя выйти из любой ситуации. Что ж, посмотрим, как будет сейчас.

Александр Севастьянов, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и общественных наук Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев

По материалам: Укринформ