Мы же дали местным компаниям, таким как АВК, Малби Фудс, Люстдорф возможность купить права в Украине и на украинский рынок и быть здесь единственными игроками с этой лицензией в своих категориях, а кроме того и побороться за права на распространение своей продукции с лицензией от голливудских лейблов в других странах. Это позволило Украине не быть той зоной, куда автоматически попадали товары с лицензией от глобальных и региональных контрактов, а стать полноценным субъектом лицензионного рынка. 

— Что у вас есть в портфолио?

— В Украине мы представляем лицензии Universal, Warner Bros., Fox, Rainbow (Winx), SMURFs, Kid-e-Cat (3 Кота), Coca-Cola, Европейские футбольные клубы и т.д.

— Что продается в Украине?

— На крупных и развитых рынках с хорошей покупательной способностью практически каждая лицензия может найти своего покупателя. В Украине все не так. Здесь продается топ-5 лицензий. На данный момент, пожалуй, самыми успешными лицензиями в нашем портфолио являются Миньоны, Тролли, Как Приручить Дракона, Гарри Поттер, Бэтмен и DC Comics а также классика Warner Bros. и Винкс.

По ним самое большое количество партнеров и самое большое количество новых запросов. 

Новые, начинающие или нишевые лицензии в Украине продать очень сложно.

Даже в России не так. Рынок настолько большой, что условно говоря, «съедается» все. Крупная компания в России, например, кондитерская, может иметь более 10-15 лицензий и заинтересована купить все новое, что выходит хотя бы с минимальной поддержкой. В Украине же крупный лицензионный игрок, как Малби Фудс (шоколад и конфеты), Витмарк (соки, детское питание) или Биосфера (влажная салфетка) имеют несколько лицензий, но все же гораздо меньшее количество, и очень тщательно мониторят, как меняется популярность. Фактически они работают с лицензионным портфелем как с инвестиционным. Что-то покупают, от чего-то отказываются. Регулярно проводят исследования среди потребителей и опросы ритейла.

 — Какие бренды любят украинские бизнесмены? Есть градация по отраслям?

 — На продукты питания, безусловно, востребованы Миньоны и Тролли, в игрушке очень успешны «Как Приручить Дракона», «Мир Юрского Периода», «Бэтмен». В канцелярии, паблишинге и креативе самое большое количество контрактов было по Винкс, ввиду приближающихся фильмов в кино по Скуби Ду, Том и Джери и Луни Тюнс – сейчас высокий интерес к этим франшизам.  

Могу сказать, что сейчас очень популярен и востребован Гарри Поттер. На данный момент у меня запросы практически от всего крупного ритейла на любую продукцию с ним. Хотя возможно по количеству товаров, которые есть на рынке сейчас, это не так видно.

У нас есть исследования международной лицензионной ассоциации, которые показывают, что Гарри Поттер в Украине является лицензией №1 среди детей до 14 лет. По знанию фильмов, книг, узнаваемости, желанности товаров. 

— Что еще популярно?

 — Мы очень ждем новый фильм «Тролли» в апреле следующего года. Первый фильм вышел в 2016 году и прошел с очень хорошими сборами в кино, после него лицензия была очень популярна и востребована во многих категориях. Потенциал лицензии очень высокий. Компания DreamWorks (теперь это часть Universal) очень много вкладывает и в сам фильм, и в международный маркетинг. Я уверена, тот, кто купит эту лицензию на следующие 2 года, точно не прогадает.

— Все хотел спросить: Бэтмен популярен в Украине?

— Безусловно. Согласно тем же исследованиям, о которых я говорила выше, Бэтмен имеет очень высокое знание и популярность. В целом в мире Бэтмен – это супегерой №1 с большим отрывом от всех остальных и во вселенной DC, и во вселенной Marvel. 

— В Украине есть лицензионные футболки с Бэтменом?

— С лицензионной одеждой в Украине все не так просто. У нас исторически нет больших текстильных производств, как в соседних странах, и нет сетей, которые могут тягаться с межународными фешн-ритейлерами по соотношению цена-качество-модность.

— Сколько вообще стоит лицензия?

— Это процесс переговоров.

— Контрафакта много?

— Все меньше. Могу сказать, что в магазине Все свои были товары с Superman и Friends, эта лицензия тоже принадлежит WB. Но моего звонка как представителя правообладателя было достаточно для того, чтобы компания убрала эти футболки из продажи. Такая же ситуация была с контрафактом Миньонов в категории сладких кукурузных палочек.

— Я знаю, что российская компания Анимаккорд (Маша и Медведи) не первый год выискивает в Украине производителей и даже частных предпринимателей, которые используют ее героев и судится с ними. Вы как к этому вопросу подходите? 

— Наши правообладатели безусловно также мониторят и преследуют случаи контрафакта, но здесь очень важно, чтобы было сотрудничество со стороны текущих лицензиатов по выявлению таких случаев.

Легче всего, конечно, с крупным сетевым ритейлом. Они не любят иметь дело с контрафактом.

Если по каким-то причинам они его пропускают и мы это обнаруживаем, то достаточно направить письмо — и подобный товар уходит с полки. Мы в постоянном контакте с ними по этом поводу.

— Какой объем рынка лицензий в Украине?

— По моим приблизительным оценкам, 3-4 млн евро в год. Но рынок все время меняется, и он не большой, поэтому одного-двух крупных контрактов достаточно, чтобы поменять цифру.

— Какие требования у мейджоров к лицензиатам?

— Другие компании в нашем портфолио к составу продукта не предъявляют никаких требований. Они доверяют локальной сертификации. Но могу сказать, что тщательно проверяется в целом профиль компании, ее кредитная история.

— Как вообще можно измерить эффективность лицензии?

— Это многогранный показатель. Все зависит от того, какую цель ставила перед собой компания, покупая лицензию. Иногда это возможность иметь релевантный продукт для определенной целевой группы. Иногда возможность зайти в крупный ритейл или выйти на международный рынок. Иногда повысить узнаваемость или восприятие бренда как современного и модного. Лицензия эффективна потому, что очень сильно повышает шансы на спонтанную покупку, поэтому особенно хорошо работает там, где этот фактор имеет большое значение.

— Какая наценка у продуктов питания с лицензией?

— Это очень зависит от типа контракта и от объемов.

Стас Юрасов

редактор ЛІГА.Tech

Источник: Лига