Читайте также
Укртрансгаз начал зарабатывать на солнечной энергии 05.02.2019Солнечную электростанцию в Чернобыле хотят строить японцы 31.01.2019Энергия солнца 2019: кто и за сколько строит новые электростанции 28.01.2019
После перерезания желтой ленточки толпа оккупирует холл. Так как на заводе пока только идут пуско-наладочные и тестовые работы, гостей не заставляют надевать бахилы, шапки и проходить комнату обдува. Но все сотрудники линии снаряжены, как положено.
В одной смене здесь будет работать 37 человек. Вскоре на заводе планируют запустить 3 смены. С учетом резерва и администрации будущий персонал — порядка 150 человек.
Практически полностью автоматизированная линия, судя по наклейкам на конвейерных частях, — от китайского производителя Boostsolar. На ней можно делать разные панели: рамочные и безрамочные «сендвичи» типа стекло-стекло на 60 и 72 ячейки.
Деньги, сроки, источники
Строили завод с прошлого февраля и вложили в него около 5 млн евро. Сергей Шакалов рассказывает, что с 2016 года KNESS Group искала партнеров на проект. “Nobody. Никто не хотел даже об этом думать”, — разводит руками гендиректор.
Поэтому было решено идти в этот бизнес акционерным капиталом. Также немного помог средствами один из украинских банков.
“Мы закладываем окупаемость этого завода порядка 5-7 лет. Мы понимаем, что украинский рынок, как и мировой, лихорадит. Он крайне волатилен, поэтому бизнес-модель — нестатична”, — говорит о бизнес-планах гендиректор KNESS Group.
К “зеленым” аукционам, которые могут затормозить рынок (и окупаемость проекта) Шакалов, однако, относится позитивно.
Помочь «братьям», пободаться с конкурентами
Винницкое предприятие — не первое по производству солнечных панелей в стране. В прошлом году в Энергодаре компания Энхол открыла линию на 15 МВт годовой мощности. В Одессе уже несколько лет работает производственная линия на заводе Промсвязь. Еще раньше появился киевский завод Квазар.
KNESS берет размахом. 400 МВт — это почти две трети от введенных в эксплуатацию в 2018 году украинских солнечных электростанций. Выпускаемые панели — мощностью от 270 до 370 Вт. За одну смену с конвейеров будут сходить до 600 панелей.
При таких промышленных масштабах можно закрыть хороший кусок украинского спроса. Осталось договориться по ценнику.
О ценах Сергей Шакалов пока говорить не готов — они только формируются. Завод настроен не только на крупный опт, но и на розничных клиентов, которые хотят делать СЭС на крышах домов.
KNESS сами довольно активны в строительстве солнечных объектов. Их силами возведено 47 СЭС общей мощностью почти 0,5 ГВт. Логично предположить, что производству светят заказы «братской» компании.
Гендиректор группы компаний на это говорит, что завод оформлен как отдельный бизнес. Поэтому это будут обычные закупки KNESS-строителя у KNESS-завода. Но по более привлекательной, “братской” цене.
Привлекательными ценами любят прогнуть рынок и китайские поставщики. К примеру, именно на панелях из Поднебесной будет работать Никопольская СЭС, которую заканчивает строить ДТЭК.
“Мы способны конкурировать с аналогичной продукцией производителей со всего мира”, — парирует Сергей Шакалов.
Таинственные заказчики
Линия проходит обкатку, но у KNESS PV уже есть кое-какие наметки по рынку. Например, по словам гендиректора группы компаний, есть заинтересованность в винницких панелях со стороны бизнеса из США. А что касается Украины, завод подписал предконтракт на поставку панелей общей мощностью 22 МВт.
“Это украинский бизнесмен, который строит солнечные электростанции”, — говорит Шакалов.
Не то чтобы таких бизнесменов в Украине было очень много. Возможно, речь о Василии Хмельницком, у которого в планах несколько СЭС нерекордной, но чувствительной мощности.
А предварительный интерес рынка может загрузить KNESS PV до октября включительно, отмечает Сергей Шакалов. Фамилий и названий он пока избегает — до наступления определенности.
Панель украинская, детали китайские
Пища для зрадофилов обнаруживается в последнем зале производства. Там хранятся комплектующие. Оказывается, отечественного производства — только алюминиевые рамки. Большая часть сырья и компонентов в винницкой солнечной панели приходит из-за рубежа. Во всяком случае пока.
“Проблема с наличием у нас такой продукции или с ценником?” — спросил журналист «Главпост».
“Проблема с мышлением, — отвечает Сергей Шакалов. — Те украинские производители, которые могли бы нам поставлять компоненты, имеют очень завышенный ценник. И там, к сожалению, еще нужно работать с качеством производства. Мы имеем в виду солнечные кристаллы, стекло, backsheet EVA и все необходимые комплектующие”.
По его словам, сейчас в Украине на имеющихся производствах могут изготавливать алюминиевую рамку и стекло. Рамку подходящего качества и цены найти удалось. А со стекольным заводом (каким именно — гендиректор KNESS Group не указал) переговоры застряли. “Фактически мы сейчас говорим всей Украине: люди, мы готовы, производите — и мы будем покупать”, — говорит Шакалов.
Андрей Длигач, гендиректор AdvanterGroup, который присутствовал на открытии, отмечает, что в Украине действительно сложно создать реальные кластеры. Но и вполне естественно не строить все внутри страны, а участвовать в больших цепочках.
“Даже Apple не создает все в рамках одного завода, а кооперируется с компаниями из десятков стран мира. У Boeing — десятки тысяч поставщиков, в том числе из Украины. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что построен только завод сборки, финальной продукции”, — говорит Длигач. По его словам, такой объект притянет создание других производств. А уже впоследствии это приведет к образованию кластеров.
Законодательные подколы
Другой “бонус” свежеиспеченному заводу подбросила Верховная Рада. В конце прошлого года она освободила от уплаты НДС импорт солнечных панелей и ветровых установок. Об отечественных производителях речи не было — видимо, парламентарии недостаточно знали про наш рынок. И бизнес-модель завода получила под дых.
Исправления этой досады в KNESS PV были бы рады, но с моря погоды не ждут. По словам Сергея Шакалова, компания думает над моделью, как остаться конкурентоспособной в таких условиях. Правда, какие именно это модели, он не уточнял.
При этом, при установке «зеленых» объектов производителям электроэнергии предоставляется надбавка к «зеленому» тарифу до 10%, если они используют отечественное оборудование. То есть KNESS как минимум сможет оптимизировать расходы на своих будущих станциях. Но в целом по рынку вопрос НДС для наших производителей остается открытым.
Как бы там ни было, рынок возобновляемой энергетики постепенно набирает темп. И эксперты дают все более оптимистичные прогнозы.
“Я вижу, что за 5 лет мы дойдем до 20% генерации возобновляемой энергетики в Украине. Потому что уже сейчас наблюдаем экспоненциальный рост и по солнцу, и по ветру. А рост энергетики на биотопливу мы тоже видим уже много лет”, — считает Андрей Длигач.
По словам же Валерия Коцюбы, начальника управления инвестиционной деятельности в ВЭ Госэнергоэффективности, в 2019 году планируется установка от 125 до 141 ГВт СЭС в мире. И Украина — один из приоритетных рынков, которые на сегодняшний день интересуют инвесторов.
А на обратном пути в Киев в окне автобуса мелькнула свежепостроенная Ганская СЭС мощностью 15 МВт. Будто бы в подтверждение.
Поездка журналиста организована KNESS Group
Евгений Шишацкий
корреспондент ЛІГА.Tech
Источник: Лига